Дементьев1
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ
ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
И ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И
нститут1 отзыва депутата
представительного органа и
выборного должностного лица
местного самоуправления в настоящее время недостаточно
разработан теоретически. <...> В законодательстве как на федеральном, так и на региональном, и
местном уровнях содержатся
противоречия, имеющие значение для становления этого института как института конституционно-правовой и политической
ответственности депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. <...> В законодательстве,
регулирующем
избирательный процесс на федеральном уровне, понятие «отзыв депутата» не применяется. <...> В субъектах Российской Федерации были приняты законы и
нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
в которых устанавливаются процедуры и основания отзыва избирателями депутатов и выборных должностных лиц местного
самоуправления. <...> В некоторых
субъектах Российской Федерации действуют законы, регулирующие институт отзыва депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. <...> Федеральный закон от 6 октября
1999 года №184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» были
внесены изменения и дополнения2, предусматривающие при
проведении очередных выборов
избрание не менее 50 процентов
депутатов
законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации либо одной из его палат по единому избирательному округу на основе
голосования за списки кандидатов, выдвинутых избирательными
объединениями, избирательными
блоками («по партийным спискам»). <...> Поэтому институт отзыва
депутатов
законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов <...>
Правовые_основания_и_особенности_процедуры_отзыва_депутата_представительного_органа_и_выборного_должностного_лица_местного_самоуправления.pdf
А. Дементьев1
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ
ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
И ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И
нститут1 отзыва депутата
представительного органа и
выборного должностного лица
местного самоуправления в настоящее
время недостаточно
разработан теоретически. В законодательстве
как на федеральном,
так и на региональном, и
местном уровнях содержатся
противоречия, имеющие значение
для становления этого института
как института конституционно-правовой
и политической
ответственности депутатов и выборных
должностных лиц местного
самоуправления.
Попытки введения института
отзыва депутата Государственной
Думы предпринимались неоднократно.
В сложившихся условиях
при выборах по партийным
спискам введение императивного
мандата для депутатов
Государственной Думы привело
бы к существенным различиям в
правовом положении депутатов,
избранных по одномандатным
округам и депутатов, избранных
по партийным спискам. В законодательстве,
регулирующем
избирательный
процесс на федеральном
уровне, понятие «отзыв
депутата» не применяется.
В субъектах Российской Федерации
были приняты законы и
нормативные правовые акты органов
местного самоуправления,
в которых устанавливаются процедуры
и основания отзыва избирателями
депутатов и выборных
должностных лиц местного
самоуправления. В некоторых
субъектах Российской Федерации
действуют законы, регулирующие
институт отзыва депутатов
законодательного (представительного)
органа государственной
власти субъекта Российской
Федерации. В 2002 году в
1 Дементьев Александр Николаевич,
государственный советник Российской
Федерации II класса, канд.
þð. íàóê.
Федеральный закон от 6 октября
1999 года ¹184-ÔÇ «Îá общих
принципах организации законодательных
(представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов
Российской Федерации» были
внесены изменения и дополнения2,
предусматривающие
при
проведении очередных выборов
избрание не менее 50 процентов
депутатов
законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта
Российской Федерации либо одной
из его палат по единому избирательному
округу на основе
голосования за списки кандидатов,
выдвинутых избирательными
объединениями, избирательными
блоками («по партийным спискам»).
Поэтому институт отзыва
депутатов
законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов
Российской Федерации также
утратил практическое значение.
Федеральным законом от 28
августа 1995 года ¹154-ÔÇ3
нормативное правовое регулирование
института отзыва депутата,
члена выборного органа, выборного
должностного лица местного
самоуправления было отнесено
к полномочиям субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований. В законах
субъектов Российской Федерации
содержатся существенные
различия в регулировании этого
2 Федеральный закон от 24 июля
2002 года ¹107-ÔÇ «Î внесении
дополнений и изменений в статью 4
Федерального закона «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
3
Федеральный закон от 28 августа
1995 года ¹154-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
с последующими изменениями
и дополнениями.
института. В частности, поразному
в региональном законодательстве
решены такие принципиальные
вопросы, как установление
критериев, которые
могут явиться основанием для
инициирования процедуры отзыва;
число голосов избирателей,
необходимое для признания процедуры
отзыва состоявшейся и
для принятия решения об отзыве
депутата
законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта
Российской Федерации, депутата
представительного органа местного
самоуправления. Порядок
инициирования отзыва и порядок
проведения голосования по отзыву
депутата также имеют ряд
особенностей.
В связи с принятием в 2003
году принципиально новой редакции
Федерального закона4
положения Федерального закона
в редакции 1995 года утрачивают
свою силу в полном объеме с 1
января 2009 ãîäà. В статье 48
Федерального закона в редакции
1995 года содержится положение
об их ответственности органов и
должностных лиц местного самоуправления
перед населением в
результате утраты его доверия.
Порядок и условия обеспечения
ответственности органов и должностных
лиц местного самоуправления
перед населением в
результате утраты доверия населения
должны были определяться
уставами муниципальных образований.
Закон предусматривал
единое основание для инициирования
процедуры отзыва
депутата, выборного должностного
лица, члена выборного органа
местного самоуправления –
утрата доверия населения. Это
4 Федеральный закон от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
À.
Дементьев. Правовые основания и особенности процедуры отзыва депутата …
15
Стр.1