Е. Шугрина1
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАНИЯМ
Понятие и виды
государственного
контроля за органами
местного
самоуправления
Контроль (îò àíãë. control) –
проверка, а также наблюдение с
целью проверки. Контроль предполагает
проверку соответствия
некоторого полученного продукта
деятельности, осуществленного
действия
или
применяемых
средств и методов деятельности,
запланированным или предусмотренным
правилам (императивным
нормам: технологиям,
стандартам, техническим условиям
и пр.). Но сама деятельность
контроля не имеет отдельного
продукта, она всегда направлена
на то, что хотя бы частично уже
существует или создается другими
процессами.1
Таким образом, контроль – это
система наблюдения и проверки
процесса
функционирования
объекта с целью устранения отклонений
от заданных параметров.
Сущность контроля за деятельностью
органов власти заключается
в том, что уполномоченные
на то государственные
органы (законодательной, исполнительной,
судебной власти) и
общественные организации, используя
организационно-правовые
способы и средства, выясняют,
не допущены ли в деятельности
подконтрольных органов
власти и их должностных лиц
какие-либо нарушения законности,
и если таковые имеются, то
своевременно их устраняют, восстанавливают
нарушенные при
этом права, привлекают виновных
к ответственности, принимают
меры по предотвращению
нарушений законности и дисциплины.2
1
Шугрина Екатерина Сергеевна –
канд. юрид. наук, доцент кафедры
конституционного и муниципального
права России, МГЮА.
2
Административное право / Под
ðåä. Ë.Ë. Ïîïîâà. Ì., 2005.
6
Конституционная формула о
том, что местное самоуправление
в пределах своих полномочий
самостоятельно и органы
местного самоуправления не
входят в систему органов государственной
власти, не означает,
что местные самоуправляющиеся
структуры полностью самостоятельны
и не подпадают под контрольную
и надзорную деятельность
государства.3
В статье 15 Конституции РФ
указывается на обязанность соблюдения
органами местного
самоуправления Конституции РФ
и законов, иными словами
закреплен принцип соблюдения
законности. К формам обеспечения
законности в деятельности
органов местного самоуправления
относится: выполнение норм
действующего законодательства,
действие строго в рамках своих
полномочий, доступность к информации
о деятельности органов
местного самоуправления,
обязанность решать возникающие
проблемы населения, неукоснительно
соблюдать устав
муниципального образования и
ò.ä. В части 2 статьи 132 Конституции
РФ предусматривается
возможность наделения органов
местного самоуправления отдельными
государственновластными
полномочиями, которые
подконтрольны государству
не только по мотивам законности,
но и целесообразности.
В Федеральном законе от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ (â
ðåä. от 21 июля 2007 ãîäà) «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
две статьи посвящены государственному
контролю за осуществлением
органами местного самоуправления
отдельных государственных
полномочий. В статье
21 указывается, что возможен
контроль не только за пере3
Муниципальное право / Под ред.
Í.Ì. Êîíèíà, Ì., 2006. Ñ.362-363.
данными полномочиями, но и за
использованием предоставленных
на эти цели материальных
ресурсов и финансовых средств.
За органами местного самоуправления
закрепляется обязанность
предоставлять уполномоченным
государственным органам
документы, связанные с
осуществлением отдельных государственных
полномочий. А у
органов государственной власти
есть право давать письменные
предписания по устранению нарушений.
В соответствии со
статьей 77 Федерального закона
¹131-ФЗ уполномоченные органы
государственной власти реализуют
контроль за осуществлением
органами местного самоуправления
и должностными лицами
местного самоуправления
переданных им отдельных государственных
полномочий. Фактически
не определена процедура
контроля. Устанавливается только,
что органы местного самоуправления
не должны препятствовать
контролю.4
Так, в соответствии с частью 2
статьи 5 и частью 2 статьи 6 Федерального
закона ¹131-ÔÇ
осуществление контрольных полномочий
федеральными органами
государственной власти, органами
государственной власти
субъектов РФ в отношении муниципальных
образований и органов
местного самоуправления
допускается только в случаях и
порядке, установленных Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, данным
федеральным законом, другими
федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с
ними законами субъектов РФ.
Обращает на себя внимание
новая формула, что контрольные
полномочия должны быть уста4
Пешин Н.Л. Особенности государственного
контроля за местным
самоуправлением. // Конституционное
и муниципальное ïðàâî. 2007.
¹4.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹4/2007 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1