НОРМОТВОРЧЕСТВО
Генеральная прокуратура РФ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРИКАЗ ¹155 от 02.10.2007 ã.
Обобщение информации, характеризующей
состояние законности
в сфере регионального
и местного нормотворчества,
свидетельствует о недостатках в
организации прокурорского надзора
за законностью нормативных
правовых актов субъектов
РФ и муниципальных образований.
В
результате принятия незаконных
нормативных правовых
актов, а также правовой неурегулированности
значительной части
социально значимых общественных
отношений нарушаются
конституционные права и законные
интересы граждан, в том
числе социально незащищенных
категорий населения.
Не все прокуроры, наделенные
конституциями и уставами субъектов
РФ правом законодательной
инициативы, используют его,
проявляют инициативу в вопросах
формирования нормативной
базы в развитие федерального
законодательства.
Отмечая недопустимость подобного
положения, руководствуясь
ï.1 ñò.17 Федерального
закона «О прокуратуре Российской
Федерации»,
приказываю:
1. Заместителям Генерального
прокурора РФ,
начальникам
Главного управления, управлений
Генеральной прокуратуры РФ в
федеральных округах, Главного
управления по надзору за исполнением
федерального законодательства,
прокурорам субъектов
РФ, городов, районов, приравненным
к ним военным прокурорам
и прокурорам других специализированных
прокуратур
принять
меры по усилению надзора
за законностью нормативных
правовых актов, издаваемых
органами государственной власти
субъектов РФ и органами
местного самоуправления.
2. Прокурорам субъектов РФ,
городов, районов, приравненным
к ним военным прокурорам и
прокурорам других специализированных
прокуратур под персональную
ответственность обеспечить
надлежащую организацию
надзора в указанной сфере в
соответствующих прокуратурах,
для чего:
2.1. Обеспечить активное участие
прокурорских работников в
подготовке нормативных правовых
актов, затрагивающих права
и свободы граждан: своевременно
запрашивать и изучать проекты
региональных, муниципальных
нормативных правовых актов с
составлением заключений, содержащих
их правовой анализ,
участвовать в работе комитетов,
комиссий и рабочих групп представительных
и исполнительных
органов публичной власти; своевременно
направлять в адрес
руководителей указанных органов
замечания и предложения об
устранении выявленных в проектах
нормативных правовых актов
несоответствий федеральным и
региональным законам.
В случаях отклонения замечаний
прокуроров на проекты законов
субъектов РФ и нормативных
правовых актов представительных
органов местного самоуправления,
противоречащих
федеральному
законодательству,
направлять информацию высшему
должностному лицу (руководителю
высшего исполнительного
органа), главе муниципального
образования,
возглавляющему
местную администрацию, для
использования ими права отклонить
законы, муниципальные
нормативные правовые акты,
принятые
представительными
соответствующими
органами
власти.
2.2. Организовать изучение
нормативных правовых актов органов
государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления в течение 30
дней со дня их принятия или
внесения изменений в действующие
нормативные правовые
акты. Результаты изучения отражать
в заключении о соответствии
нормативного правового акта
Конституции РФ и федеральному
законодательству. Заключение
утверждать прокурорам субъектов
РФ, городов, районов, приравненным
к ним военным прокурорам
и прокурорам других
специализированных прокуратур.
Безотлагательно реагировать
на все факты принятия в регионах
конституций, уставов, законов,
указов, решений, постановлений
и иных нормативных правовых
актов, противоречащих
Конституции РФ и федеральному
законодательству, путем принесения
протестов. В случаях несогласия
органов публичной власти
с позицией прокурора либо затягивания
вопроса приведения
нормативного правового акта в
соответствие с законом – обращаться
с заявлениями в суд.
Добиваться реального исполнения
заявленных прокурором
требований, контролировать ситуацию
до окончательного приведения
нормативных правовых
актов в соответствие с КонституГенеральная
прокуратура РФ. Об организации прокурорского надзора за законностью … 61
Стр.1