ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Совет Федерации Федерального Собрания РФ
ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА1
теме Российской Федерации отведено
значимое положение как
институту, создающему правовые
условия для осуществления местного
самоуправления, участия
жителей в процессе подготовки,
обсуждения, принятия, исполнения
и контроля за исполнением
решений органами местного самоуправления.
Частью 2 статьи
130 Конституции Российской
Федерации установлено, что местное
самоуправление осуществляется
путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления,
через выборные и
другие органы местного самоуправления.
Это положение корреспондируется
с нормами части
2 статьи 32 Конституции Российской
Федерации о праве
граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в
органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
а также участвовать в
референдуме.
В международной практике
М
местного самоуправления местный
референдум занимает различное
положение среди форм
непосредственной демократии и
института выборов. В некоторых
странах, например Швейцарии,
местный референдум является
традиционной формой выявления
мнения населения по вопро1
Раздел 4 «Особенности регламентации
местного референдума в
соответствии с Федеральным законом
от 6 октября 2003 года ¹131-ÔÇ
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации"» Аналитического
вестника ¹3 (320) «Ðåôåðåíäóì, как
институт непосредственной демократии»,
подготовленного отделом государственного
строительства Аналитического
управления Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской
Федерации.
(www.council.gov.ru)
2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹2/2008 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
естному референдуму в конституционно-правовой
1
сиссам
организации и деятельности
органов местной власти и решению
местных проблем.
В Европейской хартии местного
самоуправления этот институт
упоминается как институт, дополняющий
основную форму организации
и деятельности местного
самоуправления, каковой
являются советы или собрания,
состоящие из членов, избираемых
путем свободного, тайного,
равного, прямого и всеобщего
голосования. В части 2 статьи 3
Европейской хартии специально
указывается, что наряду с осуществлением
местного самоуправления
через советы (собрания)
и подотчетные им исполнительные
органы, не исключается
возможность обращения к таким
формам непосредственной демократии
как собрания граждан,
референдум или любым другим
формам прямого участия граждан
в местном самоуправлении.
Возможность обращения граждан
к формам непосредственной демократии
должна быть установлена
законом. Сравнение конституционных
положений и текста
Европейской хартии местного
самоуправления позволяет сделать
вывод о том, что в отличие
от Европейской хартии, в Конституции
Российской Федерации
в большей степени делается акцент
на непосредственные формы
участия населения в осуществлении
местной власти.
Положения Европейской Хартии
о местном самоуправлении
требуют, чтобы изменение границ
территорий, в которых осуществляется
местное
самоуправление,
проводилось с учетом
мнения населения соответствующих
территорий, в том числе
путем проведения референдума,
если это предусмотрено
законом. Аналогичная норма содержится
и в части 2 статьи 131
Конституции Российской Федерации.
В соответствии с этим
положением изменение границ
территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление,
допускается с учетом мнения
населения соответствующих территорий.
В
Конституции Российской
Федерации остается открытым
вопрос о форме учета мнения
населения при изменении границ
территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление.
Практика реализации принципа
территориальной стабильности
муниципальных образований после
принятия Конституции Российской
Федерации привела к
необходимости толкования Конституционным
Судом Российской
Федерации положений Конституции
Российской Федерации. В
Постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации
от 24 января 1997 года ¹1-Ï по
делу «О проверке конституционности
Закона Удмуртской Республики
от 17 апреля 1996 года
“О системе органов государственной
власти в Удмуртской Республике”»
выражена правовая
позиция, согласно которой наиболее
адекватной формой учета
мнения населения при изменении
границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление,
является местный
референдум.
В силу конституционного положения
о референдуме и свободных
выборах как высших и
непосредственных формах выражения
власти народа, решения
референдума имеют высшую
юридическую силу и обязательны
для исполнения. Это означает,
что решения местного референдума,
принятые по вопросам местного
значения, обязательны
для исполнения как органами
государственной власти и органами
местного самоуправления,
так и гражданами, юридическими
Стр.1