МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ
(БЫЛА ЛИ РЕАЛИЗОВАНА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ
КОНЦЕПЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ?) <...> Вступление
В настоящей статье предлагается краткий и обобщенный анализ основных результатов реализации правительственной концепции 2002 года, на основе которой проводилась муниципальная реформа, начавшаяся с принятия Федерального закона от 6
октября 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ). <...> 2
модель местного самоуправления, предложенную в Концепции,
с моделью, реализуемой на
практике в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ с
учетом внесенных в него изменений и дополнений. <...> Повод для подведения итогов
имеется: в 2008 году исполняется 15 лет с момента выхода Указа Президента Бориса Ельцина
«О реформе местного самоуправления» (26 октября 1993
года) и 5 лет со дня принятия
Федерального закона №131-ФЗ. <...> 1) Соответствует ли (в целом)
созданная к настоящему времени
модель местного самоуправления в России модели, предусмотренной Концепцией? <...> Если
не соответствует, то в чем основные расхождения? <...> 2) Каковы результаты выполнения Концепции в той части, в
какой ее положения были реализованы на практике? <...> 3) Согласуется ли создаваемая модель местного самоуправления с принципами организации
местного самоуправления, предусмотренными
Конституцией
РФ? <...> Сопоставление двух
моделей:
что планировалось
и что сделано
Концепцией
предусматривалась модель местного самоуправления, встроенного в общегосударственную систему разграничения функций различных
уровней публичной власти. <...> Вместе с тем положения Концепции,
относящиеся к местному самоуправлению, по своему подходу
серьезным образом отличались
от положений, описывающих будущее федеративное устройство. <...> Если в первой части Концепции,
посвященной взаимоотношениям
центра и регионов, превалировал
централистский подход, предлагавший сконцентрировать регулирующие <...>
Местное_самоуправление_незавершенный_проект_(была_ли_реализована_правительственная_концепция_муниципальной_реформы).pdf
ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Н. Миронов
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ
(БЫЛА ЛИ РЕАЛИЗОВАНА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ
КОНЦЕПЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ?)
Вступление
В настоящей статье предлагается
краткий и обобщенный анализ
основных результатов реализации
правительственной концепции
2002 ãîäà, на основе которой
проводилась муниципальная
реформа, начавшаяся с принятия
Федерального закона от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее –
Федеральный закон ¹131-ÔÇ).
Речь идет о программном документе
первой администрации
Владимира Путина по одному из
ключевых вопросов – реформе
федеративных отношений. Этот
документ был оформлен в виде
Концепции разграничения полномочий
между федеральными
органами государственной власти,
органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органами местного
самоуправления по общим вопросам
организации органов государственной
власти и местного
самоуправления1
(далее – Концепция).
В
указанной программе нас
будет интересовать один из разделов,
четвертый, посвященный
основам организации местного
самоуправления. Данный раздел
стал основой муниципальной
реформы 2003-2008 ãã. Задача
настоящей статьи – сравнить
1 Концепция подготовлена Рабочей
группой по общим вопросам организации
органов государственной власти
и местного самоуправления Комиссии
при Президенте РФ по подготовке
предложений о разграничении
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов РФ
и органами местного самоуправления
(Ìîñêâà, 2002).
2
модель местного самоуправления,
предложенную в Концепции,
с моделью, реализуемой на
практике в соответствии с Федеральным
законом ¹131-ÔÇ с
учетом внесенных в него изменений
и дополнений.
Повод для подведения итогов
имеется: в 2008 году исполняется
15 лет с момента выхода Указа
Президента Бориса Ельцина
«О реформе местного самоуправления»
(26 октября 1993
года) и 5 лет со дня принятия
Федерального закона ¹131-ФЗ.
Кроме того, в 2008 году завершается
переходный период
муниципальной реформы, установленный
данным Федеральным
законом.
В настоящей статье предлагается
видение возможных вариантов
ответа на следующие концептуальные
вопросы:
1) Соответствует ли (в целом)
созданная к настоящему времени
модель местного самоуправления
в России модели, предусмотренной
Концепцией? Если
не соответствует, то в чем основные
расхождения? Насколько
серьезное значение они имеют, и
можно ли сделать вывод о создании
иной, чем планировалось,
модели местного самоуправления?
2)
Каковы результаты выполнения
Концепции в той части, в
какой ее положения были реализованы
на практике?
3) Согласуется ли создаваемая
модель местного самоуправления
с принципами организации
местного самоуправления, предусмотренными
Конституцией
ÐÔ?
4)
Каковы возможные перспективы
осуществления реформы
местного самоуправления в контексте
анализа результатов реализации
Концепции?
Сопоставление двух
моделей:
что планировалось
и что сделано
Концепцией предусматривалась
модель местного самоуправления,
встроенного в общегосударственную
систему разграничения
функций различных
уровней публичной власти. Вместе
с тем положения Концепции,
относящиеся к местному самоуправлению,
по своему подходу
серьезным образом отличались
от положений, описывающих будущее
федеративное устройство.
Если в первой части Концепции,
посвященной взаимоотношениям
центра и регионов, превалировал
централистский подход, предлагавший
сконцентрировать регулирующие
полномочия на федеральном
уровне, а исполнительно-распорядительные
полномочия
передать вниз, то в разделе
о местном самоуправлении описывалась
совершенно иная система.
Эта система исходила из
конституционного принципа самоуправления
как основы организации
местной власти. Соответственно,
здесь были минимизированы
начала иерархии, централизации,
вертикального администрирования.
В
соответствии с Концепцией
предусматривалось ввести систему
местного самоуправления,
включающую два уровня муниципальных
образований: 1) сельские
и городские муниципалитеты
и 2) муниципальные округа, в
состав которых входили муниципалитеты.
Также предполагалось
создать особый тип муниципальных
образований, приравненных
по своей социально-экономической
и политической роли к
муниципальным округам, на базе
городов республиканского, краеМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2008 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1