Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 615081)
Контекстум

Местное самоуправление: европейские стандарты и российская практика (66,00 руб.)

0   0
Первый авторШишкин С., Лаврик М.
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц8
ID173117
Аннотация«Не окажется ли Россия люмпенизированной периферией с единственным «архипелагом богатства» – Москвой?» Сбалансированное решение вопроса о территориальной организации местного самоуправления, смогло бы скорректировать ситуацию, считают авторы статьи.
Шишкин С., Лаврик М.. Местное самоуправление: европейские стандарты и российская практика : статья / Шишкин С., Лаврик М. — Муниципальное право №2 .— : Институт муниципального управления, 2009 .— 8 с. — С.2-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/173117 (дата обращения: 28.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лаврик1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА В апреле1 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления2, которая вступила в силу для нашего государства с 1 сентября 1998 г. С момента ратификации прошло более десяти лет, что позволяет сделать некоторые выводы и обобщения о реализации в России стандартов, изложенных в данном международно-правовом документе. <...> Европейская хартия местного самоуправления подписана в Страсбурге 15 октября 1985 г. и отражает общие для европейских стран идеи относительно организации и функционирования местного самоуправления. <...> Образованные корпорации принимают на себя решение тех бытовых проблем городов, от решения которых отказываются 1 Шишкин С.И. доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета; Лаврик М.А. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета. <...> 2 Европейская хартия местного самоуправления (ETS №122): от 15 окт. <...> 4466; О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: Федер. закон от 11 апр. <...> Историко-правовые и теоретические проблемы инкорпорации положений Европейской хартии местного самоуправления в российскую правовую систему // Государство и право. <...> Причем, как указывает Д.В. Ходаковский, в сельской местности процесс становления самоуправления отстает от города по причинам личной зависимости крестьян, их меньшей экономической самостоятельности и более низкой общей культуры5. <...> Россия, отменив крепостное право, обращает пристальное внимание к европейскому опыту организации местного самоуправления, что привело к проведению реформ в рассматриваемой сфере. <...> В 1982 г. в «Русском вестнике» отмечалось: «Франция, считающаяся родоначальницей либеральных идей, центром, из которого они распространяются <...>
Местное_самоуправление_европейские_стандарты_и_российская_практика.pdf
ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ Ñ. Øèøêèí, Ì. Ëàâðèê1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА В апреле1 1998 ã. Российская го самоуправления2 Федерация ратифицировала Европейскую хартию местно, которая вступила в силу для нашего государства с 1 сентября 1998 ã. С момента ратификации прошло более десяти лет, что позволяет сделать некоторые выводы и обобщения о реализации в России стандартов, изложенных в данном международно-правовом документе. Европейская хартия местного самоуправления подписана в Страсбурге 15 октября 1985 ã. и отражает общие для европейских стран идеи относительно организации и функционирования местного самоуправления. Как отмечается в научной литературе, становление местного самоуправления в средневековой Европе явилось ответной реакцией со стороны населения на абсолютизацию монархической власти3 . Образованные корпорации принимают на себя решение тех бытовых проблем городов, от решения которых отказываются 1 Шишкин С.И. – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета; Лаврик М.А. – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета. 2 Европейская хартия местного самоуправления (ETS ¹122): от 15 îêò. 1985 ã. // Ñîáð. законодательства ÐÔ. 1998. 7 ñåíò. ¹36. Ñò.4466; О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: Федер. закон от 11 àïð. 1998 ã. ¹55-ÔÇ // Ðîñ. ãàç. 1998. 15 àïð. 3 Ходаковский Д.В. Историко-правовые и теоретические проблемы инкорпорации положений Европейской хартии местного самоуправления в российскую правовую систему // Государство и ïðàâî. 2005. ¹4. Ñ.67. 2 официальные власти, а монарх использует структуры самоуправления в качестве механизма сбора налогов и податей в казну и не заинтересован в их разрушении, пока горожане не выступают против него с оружием в руках4 . Причем, как указывает Д.В. Ходаковский, в сельской местности процесс становления самоуправления отстает от города по причинам личной зависимости крестьян, их меньшей экономической самостоятельности и более низкой общей культуры5 . Россия, отменив крепостное право, обращает пристальное внимание к европейскому опыту организации местного самоуправления, что привело к проведению реформ в рассматриваемой сфере. Российская юридическая наука XIX â. изучила и обобщила европейские модели местного самоуправления, выразив свое к ним отношение. В 1982 ã. в «Ðóññêîì âåñòíèêå» отмечалось: «Франция, считающаяся родоначальницей либеральных идей, центром, из которого они распространяются по материку всей Европы, отстала в их практическом применении почти от всех европейских стран… Вместо гражданской свободы и местного самоуправления мы находим во Франции всепоглощающее начало правительственной централизации»6 . Законодательство Бельгии того периода исходило из идеи, что община старше государства, закон ее находит, а не создает, 4 Там æå. Ñ.67. 5 Там æå. Ñ.67. 6 Свиридова Т.А. Европейские модели местного самоуправления в русской публицистике середины XIX – начала XX â. // Вопросы èñòîðèè. 2008. ¹6. Ñ.154. Франция же стояла на противоположных позициях7 . В сравнении с французской централизацией положительно в российской публицистике оценивался английский опыт, который воспринимался через призму германской государственной правовой школы (Россия традиционно уделяла большое внимание Пруссии, которая заимствовала английский опыт местного самоуправления). Понятие «самоуправление» используется в России с 50-õ – 60-õ ãã. XIX â. именно в связи с буквальным переводом, «калькой» английского «self-government» – «ñàìîóïðàâëåíèå»8 . После завершения советского периода развития, не признававшего доктрину местного самоуправления, Россия снова обращается к европейскому опыту. К Европейской хартии местного самоуправления, воплотившей этот опыт, по состоянию на 24 марта 2008 ã. присоединилось 44 страны Совета Европы9 . В 1985 ã. Хартию подписали 11 государств: Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Португалия, Франция, причем для Бельгии и Франции хартия вступила в силу только через двадцать лет после подписания (Áåëüãèÿ – 2004 ã., Франция – 2007 ã.). К государствам, которые подписали хартию сравнительно недавно, относятся: Азербайджан (2001 ã.), Армения (2001 ã.), Босния и Герцеговина 7 Либоракина М.И. Зарубежный опыт организации местного самоуправления // Ïîëèòèÿ. 2003-2004. ¹4 (31). Ñ.227. 8 Свиридова Ò.À. Óêàç. ñî÷. Ñ.159. 9 Статус Европейской хартии местного самоуправления (по состоянию на 24 марта 2008 ã.) // Консультант + [Электронный ресурс]: справочная правовая система. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2009 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1