Верховный Суд РФ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ
В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2009 ã.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда
РФ рассмотрела в судебном заседании
дело по заявлению Администрации
города Нижнего
Новгорода о признании недействующими
(частично) отдельных
положений Закона Нижегородской
области от 02.08.2007 ã.
¹88-З «О государственном надзоре
в сфере благоустройства на
территории Нижегородской области»
по кассационной жалобе
Законодательного Собрания Нижегородской
области на решение
Нижегородского областного суда
от 2 октября 2008 ã., которым
заявление администрации города
удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного
Суда РФ Макарова Г.В.,
объяснения представителей Правительства
Нижегородской области
и администрации г. Нижний
Новгород соответственно
Горячкиной Т.А.
и Маркеевой
А.В., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ
Засеевой Э.С., полагавшей решение
суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного
Суда РФ
установила:
пунктом 1 ст.2 данного Закона
предусмотрено, что в целях настоящего
Закона используются
следующие основные понятия:
государственный надзор в сфере
благоустройства на территории
Нижегородской области (далее
государственный надзор в сфере
благоустройства) – деятельность
уполномоченного Правительством
Нижегородской области органа
исполнительной власти Нижегородской
области по контролю
за выполнением органами
местного самоуправления, должностными
лицами государственных
органов области, органов
местного самоуправления, государственных
и муниципальных
предприятий и учреждений, организациями,
индивидуальными
предпринимателями и гражданами
требований, предусмотренных
законодательством Российской
Федерации, законодательством
Нижегородской области,
настоящим Законом, а также
принимаемыми в соответствии с
ними нормативными актами, регулирующими
правила благоустройства,
содержания прилегающих
территорий, содержания
внутриквартальных
проездов,
придомовых территорий (в том
числе качество и ремонт дорожных
покрытий), содержания пешеходных
(надземных, подземных)
переходов, инженерных сооружений,
коммуникаций, содержания
объектов (средств)
наружного освещения, содержания
и эксплуатации улиц, содержания
зеленых насаждений, а
также правила проведения земляных
и строительных работ, состояние
территорий при размещении
средств наружной рекламы
и информации.
Согласно части 2 статьи 5 этого
же Закона Государственному
надзору в сфере благоустройства
также подлежит выполнение
органами местного самоуправления,
должностными лицами
государственных органов области,
органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных
предприятий и учреждений,
организациями, индивидуальными
предпринимателями и
гражданами требований в сфере
благоустройства, предусмотренных
законодательством Российской
Федерации, законодательством
Нижегородской области,
настоящим Законом, а также
принимаемыми в соответствии с
ними нормативными актами.
¹9-Ã08-23
Администрация г. Нижнего Новгорода
обратилась в суд с заявлением,
в котором (в окончательной
редакции) просила признать
недействующими со дня
принятия: пункт 1 ст.2 Закона в
части слов «деятельность уполномоченного
Правительством
Нижегородской
области органа
исполнительной власти Нижегородской
области по контролю за
выполнением органами местного
самоуправления, должностными
лицами органов местного самоуправления
требований, предусмотренных
законодательством
Российской Федерации, законодательством
Нижегородской области,
настоящим Законом, а
также принимаемыми в соответствии
с ними нормативными актами,
регулирующими правила
благоустройства,
содержания
прилегающих территорий, содержания
внутриквартальных
проездов,
придомовых территорий
(в том числе качество и ремонт
дорожных покрытий), содержания
пешеходных (надземных,
подземных) переходов, инженерных
сооружений, коммуникаций,
содержания объектов
(средств) наружного освещения,
содержания и эксплуатации улиц,
содержания зеленых насаждений,
а также правил проведения
земляных и строительных работ,
состояние территорий при размещении
средств наружной рекламы
и информации» по мотиву
противоречия Федеральному
закону «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»
от 06.10.2003 ã. ¹131-ÔÇ (äàëåå
– Федеральный закон), а
именного его ÷.2 ñò.1, ÷.2 ñò.6,
÷.1 ñò.16, ÷.2 ñò.77, а также пункту
«ç» ÷.1 ñò.1, ñò.26.2 и ñò.43 ФЗ
¹154-ÔÇ от 28 августа 1995 ã.
«Об общих принципах организаВерховный
Суд РФ. О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории … 71
Стр.1