МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что построение демократического федеративного правового государства
предполагает наличие эффективно
функционирующей системы местного самоуправления. <...> *
Местное самоуправление в
Российской Федерации, как одна
из конституционных форм реализации народом принадлежащей
ему власти, одновременно рассматривается и в качестве признака гражданского общества –
самостоятельности социального
управления и демократического
способа социального управления
обществом. <...> Характерная черта
данного института власти – это
не только закрепление самостоятельности и автономности местного самоуправления от системы
государственных органов, а в
большей мере такая направленность регулирования деятельности местного самоуправления,
при которой предполагается реальная самоорганизация и самоответственность населения при
решении вопросов местного значения. <...> *
Публикация подготовлена редакцией журнала «Муниципальное право» на основе автореферата диссертации Коняхина Владимира Геннадьевича на соискание ученой степени
кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право. <...> Полный
текст автореферата доступен по адресу: prg.amvd.ru/refer/263.doc
2
Новый Федеральный Закон,
вступивший в силу с 1 января
2006 года, в статье 34 достаточно
детально
регламентирует
структуру органов местного самоуправления, к которым относит: представительный орган
муниципального
образования,
главу муниципального образования, местную администрацию
(исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления,
предусмотренные уставом муниципального образования. <...> Какую бы структуру ни предусматривал Устав муниципального <...>
Муниципально-правовой_статус_представительных_органов_муниципальных_образований_в_Российской_Федерации.pdf
ПРОБДЕМЫ И ЗАКОНЫ
В. Коняхин
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Актуальность темы исследоОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Новый Федеральный Закон,
вания обусловлена тем, что построение
демократического федеративного
правового государства
предполагает наличие эффективно
функционирующей системы местного
самоуправления.*
Местное самоуправление в
Российской Федерации, как одна
из конституционных форм реализации
народом принадлежащей
ему власти, одновременно рассматривается
и в качестве признака
гражданского общества –
самостоятельности социального
управления и демократического
способа социального управления
обществом. Характерная черта
данного института власти – это
не только закрепление самостоятельности
и автономности местного
самоуправления от системы
государственных органов, а в
большей мере такая направленность
регулирования деятельности
местного самоуправления,
при которой предполагается реальная
самоорганизация и самоответственность
населения при
решении вопросов местного значения.
*
Публикация
подготовлена редакцией
журнала «Муниципальное право»
на основе автореферата диссертации
Коняхина Владимира Геннадьевича
на соискание ученой степени
кандидата юридических наук по специальности
12.00.02 – конституционное
право; муниципальное право.
Диссертация выполнена и рекомендована
к защите на кафедре государственного
и административного
права Кемеровского государственного
университета. Научный руководитель
доктор юридических наук, профессор
Самович Юлия Владимировна.
С диссертацией можно ознакомиться
в библиотеке Академии
управления МВД России. Полный
текст автореферата доступен по адресу:
prg.amvd.ru/refer/263.doc
2
вступивший в силу с 1 января
2006 года, в статье 34 достаточно
детально регламентирует
структуру органов местного самоуправления,
к которым относит:
представительный орган
муниципального
образования,
главу муниципального образования,
местную администрацию
(исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования),
контрольный орган муниципального
образования, иные органы
местного самоуправления,
предусмотренные уставом муниципального
образования.
Какую бы структуру ни предусматривал
Устав муниципального
образования, обязательным органом
будет являться представительный
орган муниципального
образования, который играет
важнейшую системообразующую
роль в системе местного самоуправления.
Поэтому в настоящее
время на первый план выходят
вопросы конституционноправового
регулирования статуса
представительных органов муниципальных
образований.
Очевидно, что центральным
вопросом государственного и
муниципального строительства в
процессе становления и развития
представительного органа
местного самоуправления является
вопрос о законодательном
установлении его компетенции
(то есть о предметах ведения и
полномочиях). Как известно, Федеральный
закон ¹131-ФЗ от
06.10. 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»1
установил
компетенцию
представительных органов мест1
СЗ
РФ от 06.10.2003, ¹40,
ст.3822.
ного самоуправления в части
предметов ведения и полномочий
в форме вопросов местного
значения. Несмотря на это, в
настоящее время процесс формирования
реальной компетенции
представительных органов
еще не завершен.
Изучение практики показывает,
что в определении компетенции
представительных органов
муниципальных образований со
стороны субъектов Российской
Федерации существуют определенные
трудности. В законах
субъектов Федерации часто указывается,
что перечень предметов
ведения местного самоуправления
составляет его компетенцию.
Встречается
изложение предметов
ведения местного самоуправления
как равнозначного
полномочиям органов местного
самоуправления или отождествление
понятий «предметы ведения»
и «полномочия» представительных
органов местного самоуправления.
Исходя
из этого, представляется
целесообразным рассмотреть
соотношение понятий «компетенция»,
«вопросы местного
значения», «предметы ведения» и
«полномочия» представительных
органов муниципальных образований.
Анализ
статьи 6 названного
Федерального закона свидетельствует,
что в названной статье
использованы юридически неопределенные
термины «организация»,
«развитие»,
«участие»,
«обеспечение»,
что не позволяет
точно установить объем полномочий
представительных органов
местного самоуправления.
Проблема в том, что значительная
часть действующих законов
содержит очень расплывчаМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹4/2010 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1