А. Кириллов
ЗЕМСКИЕ НАЛОГИ В ÑÈÁÈÐÈ: ДО И ПОСЛЕ 1917 ÃÎÄÀ*
З
емские налоги – тема, важная
как с точки зрения податной
системы дореволюционной
России, так и для изучения земского
самоуправления. При этом
длительная задержка с введением
земств за Уралом вполне обуславливает
разработку темы на
местном уровне. Земские налоги
как материальная основа самоуправления
уже затрагивались в
работах исследователей. Однако
при таком подходе выпускается
из виду доземский период существования
земских налогов в Сибири,
в результате чего при изучении
данной темы теряется
преемственность этапов. *
Если более точно придерживаться
языка рассматриваемой
эпохи, данный вид налогов следует
именовать сборами на земские
повинности. Это словосочетание
возникло задолго даже до
земской реформы Александра II.
Первые правила о земских повинностях
вышли в 1805 ã.1
Полностью
отдав земские сборы в
ведение губернских властей, они
обусловили существенные различия
между отдельными местностями.
Однако со временем
централизующая роль государства
в земских налогах усиливалась.
Важной вехой на этом пути
стали правила о земских повинностях,
изданные в 1851 ã. Значение
данной кодификации заключается
в том, что она закрепила
единую для всей страны
систему, основанную на двух
столпах. Во-первых, получило
развитие правило 1834 ã. о ðàç*
Работа выполнена при поддержке
ÐÃÍÔ, грант ¹02-01-00344à. Èñòî÷íèê:
Местное самоуправление в истории
Сибири XIX–XX веков. Сборник материалов
региональной научной конференции.
Новосибирск, ИД «Ñîâà», 2004.
Издание осуществлено при финансовой
поддержке программы фундаментальных
исследований РАН ¹23.6 «Этнокультурное
взаимодействие в Евразии».
http://hum.sbras.ru/kapital/project/sg/ind
ex.html
1
Вестник
Омского городского общественного
управления. 1912. ¹16.
Ñ.1.
44
делении земских налогов на поступающие
в местный (губернский)
бюджет и в государственную
казну. Последние тоже предназначались
для удовлетворения
местных нужд, но – имеющих
общегосударственное значение
(например, содержание зданий
губернской и уездной государственной
администрации).
Второй из упомянутых столпов
– система взимания земских
сборов, опиравшаяся на три вида
налогооблагаемой базы. Первым
служили свидетельства на право
торговли и промыслов, с покупателей
которых
удерживалась
надбавка в земский бюджет.
Вторым стали частновладельческие
земли, облагавшиеся лишь
губернским земским сбором – от
0,5 до 2 êîï. с äåñÿòèíû. Основная
же часть земских сборов
взималась с податных сословий
по душевой разв¸рстке, проводившейся
раз в три года2
.
Реформа 1864 ã. На основе
названных принципов произошло
и реформирование земских налогов
после создания земского
самоуправления. В соответствии
с правилами 1864 ã., все бывшие
земские сборы оказались разделены
на: 1) государственные,
2) губернские и óåçäíûå, 3) ÷àñòíûå.
Самая
короткая жизнь была
суждена первым из них – государственному
земскому сбору.
Уже в начале 1870-õ ãã. стало
ясно, что расходы из государственного
земского бюджета и из
общей государственной казны
покрывают, в сущности, расходы
на одно и то же государственное
управление. Поэтому 10 декабря
1874 г. появился закон «о прекращении
отдельного существования
государственного земского
сбора и о присоединении его с
1875 года к общим государственным
доходам»3
. Подушная и
промысловая части бывшего государственного
земского сбора
слились с таковыми же общего2
Там æå. Ñ.14.
3 Кованько П. Главнейшие реформы,
проведенные Н.Х. Бунге в финансовой
системе Ðîññèè. Êèåâ, 1901. Ñ.80.
сударственными налогами, просто
увеличив их размер4
, а поземельная
часть выделилась в качестве
особого государственного
поземельного налога. Государственный
земский сбор перестал
существовать.
Губернские и уездные земские
налоги с самого 1864 ã. попали в
ведение земств соответствующего
уровня. Последним разрешили
облагать промысловые свидетельства
и недвижимость, дающую
право на участие в выборах5
.
Таким образом, за два десятка
лет до отмены подушной
подати для большинства крестьян
Европейской России земское
обложение перешло на бессословную
основу.
Принципы,
заложенные
в
1864 г., сохранились незыблемыми
до самого конца земской
истории, однако отдельные составляющие
системы изменялись
в соответствии с выявляющимися
недостатками. Сложности в
работе системы земских налогов
Европейской России сводились к
двум вопросам – об обложении
предпринимательства и об ограничении
роста земских налогов.
С первого же года существования
земства столь активно принялись
брать деньги с торговли и
промышленности, что уже 21 ноября
1866 ã. властям пришлось
издать закон, ограничивший земские
аппетиты. Во-первых, был
установлен потолок сбора с промысловых
свидетельств относительно
государственной цены (15
или 10% в зависимости от разряда
свидетельства).
Второе ограничение касалось
сборов с торгово-промышленных
помещений в уезде. Оценивая
их, земства тяготели к уч¸ту прибыльности
предприятия и стоимости
внутреннего оборудования.
Закон 1866 ã. подчеркнул,
что речь ид¸т именно о помеще4
Лишь у мещан Европейской России,
с 1863 года живших без ïîäóøèíû,
до начала 80-х гг. подушная подать
вновь появилась в качестве общегосударственного
налога.
5
Вестник финансов, промышленности
и òîðãîâëè. 1894. ¹38. Ñ.642.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2007 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1