Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 614101)
Контекстум

Земские налоги в Сибири: до и после 1917 года (66,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц5
ID173382
Аннотация«После появления земских органов были усовершенствованы принципы раскладки основного земского налога, взимавшегося с крестьян, – раскладка оказалась в руках более близких к населению органов самоуправления.» А.Кириллов
Кириллов, А. Земские налоги в Сибири: до и после 1917 года : статья / А. Кириллов .— Муниципальная экономика №4 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2007 .— 5 с. — С.44-48 .— URL: https://rucont.ru/efd/173382 (дата обращения: 23.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кириллов ЗЕМСКИЕ НАЛОГИ В СИБИРИ: ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА* З емские налоги тема, важная как с точки зрения податной системы дореволюционной России, так и для изучения земского самоуправления. <...> При этом длительная задержка с введением земств за Уралом вполне обуславливает разработку темы на местном уровне. <...> Земские налоги как материальная основа самоуправления уже затрагивались в работах исследователей. <...> Однако при таком подходе выпускается из виду доземский период существования земских налогов в Сибири, в результате чего при изучении данной темы теряется преемственность этапов. <...> * Если более точно придерживаться языка рассматриваемой эпохи, данный вид налогов следует именовать сборами на земские повинности. <...> Первые правила о земских повинностях вышли в 1805 г.1 Полностью отдав земские сборы в ведение губернских властей, они обусловили существенные различия между отдельными местностями. <...> Важной вехой на этом пути стали правила о земских повинностях, изданные в 1851 г. Значение данной кодификации заключается в том, что она закрепила единую для всей страны систему, основанную на двух столпах. <...> http://hum.sbras.ru/kapital/project/sg/ind ex.html 1 Вестник Омского городского общественного управления. <...> Второй из упомянутых столпов система взимания земских сборов, опиравшаяся на три вида налогооблагаемой базы. <...> Первым служили свидетельства на право торговли и промыслов, с покупателей которых удерживалась надбавка в земский бюджет. <...> Вторым стали частновладельческие земли, облагавшиеся лишь губернским земским сбором от 0,5 до 2 коп. с десятины. <...> Реформа 1864 г. На основе названных принципов произошло и реформирование земских налогов после создания земского самоуправления. <...> В соответствии с правилами 1864 г., все бывшие земские сборы оказались разделены на: 1) государственные, <...> Самая короткая жизнь была суждена первым из них государственному земскому сбору. <...> Поэтому 10 декабря 1874 г. появился закон «о прекращении отдельного существования государственного <...>
Земские_налоги_в_Сибири_до_и_после_1917_года.pdf
А. Кириллов ЗЕМСКИЕ НАЛОГИ В ÑÈÁÈÐÈ: ДО И ПОСЛЕ 1917 ÃÎÄÀ* З емские налоги – тема, важная как с точки зрения податной системы дореволюционной России, так и для изучения земского самоуправления. При этом длительная задержка с введением земств за Уралом вполне обуславливает разработку темы на местном уровне. Земские налоги как материальная основа самоуправления уже затрагивались в работах исследователей. Однако при таком подходе выпускается из виду доземский период существования земских налогов в Сибири, в результате чего при изучении данной темы теряется преемственность этапов. * Если более точно придерживаться языка рассматриваемой эпохи, данный вид налогов следует именовать сборами на земские повинности. Это словосочетание возникло задолго даже до земской реформы Александра II. Первые правила о земских повинностях вышли в 1805 ã.1 Полностью отдав земские сборы в ведение губернских властей, они обусловили существенные различия между отдельными местностями. Однако со временем централизующая роль государства в земских налогах усиливалась. Важной вехой на этом пути стали правила о земских повинностях, изданные в 1851 ã. Значение данной кодификации заключается в том, что она закрепила единую для всей страны систему, основанную на двух столпах. Во-первых, получило развитие правило 1834 ã. о ðàç* Работа выполнена при поддержке ÐÃÍÔ, грант ¹02-01-00344à. Èñòî÷íèê: Местное самоуправление в истории Сибири XIX–XX веков. Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск, ИД «Ñîâà», 2004. Издание осуществлено при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований РАН ¹23.6 «Этнокультурное взаимодействие в Евразии». http://hum.sbras.ru/kapital/project/sg/ind ex.html 1 Вестник Омского городского общественного управления. 1912. ¹16. Ñ.1. 44 делении земских налогов на поступающие в местный (губернский) бюджет и в государственную казну. Последние тоже предназначались для удовлетворения местных нужд, но – имеющих общегосударственное значение (например, содержание зданий губернской и уездной государственной администрации). Второй из упомянутых столпов – система взимания земских сборов, опиравшаяся на три вида налогооблагаемой базы. Первым служили свидетельства на право торговли и промыслов, с покупателей которых удерживалась надбавка в земский бюджет. Вторым стали частновладельческие земли, облагавшиеся лишь губернским земским сбором – от 0,5 до 2 êîï. с äåñÿòèíû. Основная же часть земских сборов взималась с податных сословий по душевой разв¸рстке, проводившейся раз в три года2 . Реформа 1864 ã. На основе названных принципов произошло и реформирование земских налогов после создания земского самоуправления. В соответствии с правилами 1864 ã., все бывшие земские сборы оказались разделены на: 1) государственные, 2) губернские и óåçäíûå, 3) ÷àñòíûå. Самая короткая жизнь была суждена первым из них – государственному земскому сбору. Уже в начале 1870-õ ãã. стало ясно, что расходы из государственного земского бюджета и из общей государственной казны покрывают, в сущности, расходы на одно и то же государственное управление. Поэтому 10 декабря 1874 г. появился закон «о прекращении отдельного существования государственного земского сбора и о присоединении его с 1875 года к общим государственным доходам»3 . Подушная и промысловая части бывшего государственного земского сбора слились с таковыми же общего2 Там æå. Ñ.14. 3 Кованько П. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе Ðîññèè. Êèåâ, 1901. Ñ.80. сударственными налогами, просто увеличив их размер4 , а поземельная часть выделилась в качестве особого государственного поземельного налога. Государственный земский сбор перестал существовать. Губернские и уездные земские налоги с самого 1864 ã. попали в ведение земств соответствующего уровня. Последним разрешили облагать промысловые свидетельства и недвижимость, дающую право на участие в выборах5 . Таким образом, за два десятка лет до отмены подушной подати для большинства крестьян Европейской России земское обложение перешло на бессословную основу. Принципы, заложенные в 1864 г., сохранились незыблемыми до самого конца земской истории, однако отдельные составляющие системы изменялись в соответствии с выявляющимися недостатками. Сложности в работе системы земских налогов Европейской России сводились к двум вопросам – об обложении предпринимательства и об ограничении роста земских налогов. С первого же года существования земства столь активно принялись брать деньги с торговли и промышленности, что уже 21 ноября 1866 ã. властям пришлось издать закон, ограничивший земские аппетиты. Во-первых, был установлен потолок сбора с промысловых свидетельств относительно государственной цены (15 или 10% в зависимости от разряда свидетельства). Второе ограничение касалось сборов с торгово-промышленных помещений в уезде. Оценивая их, земства тяготели к уч¸ту прибыльности предприятия и стоимости внутреннего оборудования. Закон 1866 ã. подчеркнул, что речь ид¸т именно о помеще4 Лишь у мещан Европейской России, с 1863 года живших без ïîäóøèíû, до начала 80-х гг. подушная подать вновь появилась в качестве общегосударственного налога. 5 Вестник финансов, промышленности и òîðãîâëè. 1894. ¹38. Ñ.642. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2007 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1