Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд ОБЗОР ПРАКТИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом за период с начала деятельности суда, то есть с 20 сентября 2006 года, по 31 октября 2008 года рассмотрено 140 дел указанной категории, из них в 2006-2007 годах – 62 дела, в 2008 году – 78 дел. <...> В динамике поступления жалоб по данной категории дел отмечена тенденция роста: в течение обобщаемого периода количество таких дел увеличилось в 2 раза (с 1,3% от дел, рассмотренных судом в 2006-2007 годах, до 2%, рассмотренных судом за 10 месяцев 2008 года). <...> Анализ практики рассмотрения указанной категории дел показал, что основная группа споров связана с применением норм Земельного кодекса РФ, регулирующих приватизацию земельных участков, предоставление земельных участков для строительства, включая жилищное, а также для эксплуатации временных сооружений. <...> Применение норм земельного законодательства при предоставлении земельных участков для строительства 1.1. <...> По делу ¹А66-5447/2005 суды всех инстанций признали, что при предварительном согласовании предпринимателю места размещения объекта строительства – платной стоянки автомобилей с последующим предоставлением земельного участка в аренду – органом местного самоуправления допущено нарушение пунктов 1-6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в частности, в заявлении предпринимателя не указано испрашиваемое право на земельный участок; выбор земельного участка произведен без учета экологических норм посредством определения вариантов размещения объекта; не проинформировано население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства; постановлением не утверждены акт выбора земельного участка для строительства и проект его границ <...>
Обзор_практики_по_применению_положений_Земельного_кодекса_РФ,_регулирующих_приобретение_прав_и_предоставление_земельных_участков,_находящихся_в_государственной_или_муниципальной_собственности.pdf
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ОБЗОР ПРАКТИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ, РЕГУЛИРУЮЩИХ
ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Четырнадцатым арбитражным
апелляционным судом за период с
начала деятельности суда, то есть
с 20 сентября 2006 года, по 31
октября 2008 года рассмотрено
140 дел указанной категории, из
них в 2006-2007 годах – 62 дела, в
2008 году – 78 дел. В динамике
поступления жалоб по данной категории
дел отмечена тенденция
роста: в течение обобщаемого
периода количество таких дел увеличилось
в 2 раза (с 1,3% от дел,
рассмотренных судом в 2006-2007
годах, до 2%, рассмотренных судом
за 10 месяцев 2008 года).
Из поступивших жалоб 19,2%
поданы на судебные акты Арбитражного
суда Архангельской области,
18,4% – Арбитражного
суда Вологодской
17,6% – Арбитражного
Псковской области, 8% – Арбитражного
суда Новгородской обобласти,
суда
ласти,
36,8% – Арбитражного
суда Тверской области.
Анализ практики рассмотрения
указанной категории дел показал,
что основная группа споров связана
с применением норм Земельного
кодекса РФ, регулирующих приватизацию
земельных участков,
предоставление земельных участков
для строительства, включая
жилищное, а также для эксплуатации
временных сооружений.
1. Применение норм земельного законодательства
при предоставлении земельных участков для строительства
1.1. По делу ¹А66-5447/2005
суды всех инстанций признали,
что при предварительном согласовании
предпринимателю места
размещения объекта строительства
– платной стоянки автомобилей
с последующим предоставлением
земельного участка в
аренду – органом местного самоуправления
допущено нарушение
пунктов 1-6 статьи 31 Земельного
кодекса Российской
Федерации (далее – ЗК РФ), в
частности, в заявлении предпринимателя
не указано испрашиваемое
право на земельный участок;
выбор земельного участка
произведен без учета экологических
норм посредством определения
вариантов размещения
объекта; не проинформировано
население о возможном или
предстоящем
предоставлении
земельного участка для строительства;
постановлением не
утверждены акт выбора земельного
участка для строительства и
проект его границ. (Определением
ВАС РФ от 15.10.2008
¹13041/08 отказано в пересмотре
в порядке надзора постановления
ФАС СЗО от 01.07.2008
по делу ¹А26-6352/2007, в котором
содержатся аналогичные
выводы.)
1.2. По делу ¹А05-910/2007
при предварительном согласова94
нии
обществу места размещения
объекта под разработку проекта
административного центра и предоставлении
земельного участка
под строительство этого центра
суды установили наличие следующих
нарушений положений
статьи 31 ЗК РФ: до предварительного
согласования места
размещения объекта не производилось
информирование населения,
отсутствует акт выбора земельного
участка, где компетентной
комиссией согласован земельный
участок под строительство
3-этажного административного
центра, а не 1-этажного магазина.
Акт выбора, выданный
предыдущему пользователю земельного
участка на строительство
одного объекта, не может быть
использован новым лицом при
строительстве другого объекта.
1.3. По делу ¹А05-11491/2006
суд признал, что отсутствие заключения
экологической экспертизы
на стадии предварительного
согласования места размещения
объекта не является нарушением
положений статьи 31 ЗК РФ.
На основании положений пункта
8 статьи 31 и статьи 32 ЗК РФ
выбор земельного участка и принятие
названного решения о
предварительном согласовании
места размещения объекта являются
одним из этапов процедуры,
осуществляемой при выделении
земельного участка для строительства.
Это решение действует
в течение трех лет и не влечет
последствий в виде обязательного
предоставления земельного
участка для строительства.
Оспариваемое по делу распоряжение
мэра не решает вопрос о
предоставлении земельного участка
непосредственно под строительство,
в нем идет речь о предварительном
согласовании места
размещения здания торгового
центра. Следовательно, экологический
контроль за размещением
объектов строительства в таком
случае осуществляется согласно
статье 37 Федерального закона от
10.01.2002 ¹7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» на стадии
утверждения проектов.
Кроме того, по смыслу пунктов
3 и 4 статьи 31 ЗК РФ информирование
населения должно в любом
случае производиться до
предоставления земельного участка
под строительство, а не до
предварительного согласования
места под строительство. (Определением
ВАС РФ от 26.07.2007
¹8367/07 отказано в пересмотре
в порядке надзора постановления
ФАС СЗО от 15.05.2007 по
данному делу.)
Следует отметить, что выводы
судов о применении пунктов 3 и
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹2/2009 СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ
Стр.1