УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
А. Запорожан*
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В
соответствие* с п.1 ст.49
Федерального закона ¹131
от 06.10.2003 г. «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» (далее – Закон
¹131-ФЗ) экономическую основу
местного самоуправления составляет
имущество, находящееся
в муниципальной собственности,
средства местных бюджетов,
а также имущественные права
муниципальных
образований.
Рассмотрим составляющие экономической
основы местного
самоуправления.
В отличие от ранее действующего
законодательства данным
законом был установлен конкретный
(исчерпывающий) перечень
видов имущества, который
может входить в состав муниципальной
собственности. Этот
перечень имущества был определен
в соответствии с принципом
целевого назначения муниципального
имущества. Согласно
данному принципу в муниципальную
собственность может входить
только имущество, предназначенное
для решения публичных
задач, отнесенных к ведению
муниципальных
образований.
Такое жесткое и однозначное
решение в отношении имущества,
которое может входить в состав
муниципальной собственности,
создало на практике много
проблем.
Во-первых, перечни вопросов
местного значения муниципальных
образований не полностью
идентичны перечню имущества,
которое может входить в состав
муниципальной собственности.
По мнению некоторых специалистов,
в составе муниципальной
собственности не предусмотрено
*
Запорожан Анатолий Яковлевич,
д.э.н., проф. каф. финансов и государственного
регулирования экономики
Северо-Западной академии
государственной службы.
имущество для решения таких
местных вопросов, как создание
условий для обеспечения жителей
муниципальных образований
услугами связи, общественного
питания, торговли, бытового обслуживания,
содействия в развитии
сельскохозяйственного производства
и т.д.1
Во-вторых, до сих пор не определен
до конца перечень задач,
отнесенных к ведению муниципальных
образований. Так,
например, только за 2006-2008
годы количество вопросов местного
значения для «поселений» и
«муниципальных районов» выросло
в 1,5 раз, а для «городских
округов» – в 1.4 раза. Соответственно
невозможно окончательно
зафиксировать перечень разрешенного
муниципального имущества.2
В-третьих,
законодатели определили
муниципальную собственность
лишь как основу для
реализации органами местного
самоуправления полномочий по
решению вопросов местного
значения и, тем самым, ограничили
ее роль в жизнедеятельности
муниципальных образований.
А эта роль на самом деле шире и
более значима. Муниципальная
собственность должна служить
основой для удовлетворения общественных
интересов и коллективных
потребностей местного
сообщества, т.е. выполнять социальную
функцию. И если в соответствии
с первой, более узкой
трактовкой роли муниципальной
собственности в жизнедеятель1
См. Ю. Анюшев. Развитие имущественных
отношений на муниципальном
уровне. // Федерализм.
2008. ¹3. С.217.
2
С. Рябухин. Аналитическая записка
по результатам проведения
экспертно-аналитического мероприятия
«Итоги реализации ФЗ от
06.10.2003 г. ¹131-ФЗ» // Муниципальная
экономика. 2009. ¹3. С.26.
ности муниципальных образований
можно еще попробовать дать
исчерпывающий перечень видов
имущества, который может входить
в состав муниципальной
собственности, то в соответствии
со второй более широкой трактовкой
это сделать в принципе
невозможно. Дело в том, что в
данном случае на первый план
выступает специфика каждого
муниципального
образования,
для жизнедеятельности которого
нужно решать разные задачи и,
соответственно, иметь разные
виды имущества.
Именно в силу рассмотренных
выше причин, в норму 131 ФЗ,
описывающую состав муниципальной
собственности, несколько
раз вносились поправки, которые,
с одной стороны, расширяли
перечень видов имущества,
который может входить в состав
муниципальной собственности3
,
но с другой стороны, размывали
четкие границы данного имущества.
А это вызывает возражение
других специалистов, которые
выступают против бесконечного
расширения видов имущества,
которое может входить в состав
муниципальной собственности.
Таким образом, можно сделать
первый вывод, что абсурдна
сама идея и соответственно
правовая норма определения
границ имущества, которое
может входить в состав муни3
Федеральный закон ¹131 был
дополнен 199 ФЗ от 29.12.2004, согласно
которому в собственность
муниципальных образований может
входить имущество, необходимое для
осуществления полномочий, право
осуществления которых предоставлено
органам МСУ федеральными
законами, а также 258 ФЗ от
18.10.2005, который установил право
органов МСУ решать в ряде случаев
вопросы, не отнесенные к вопросам
местного значения, и иметь в собственности
имущество, необходимое
для решения этих вопросов.
А. Запорожан. Муниципальные образования в свете экономической политики государства
55
Стр.1