Кораблев*
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ
Э
нергоемкость
российской
экономики уже многие годы
существенно превышает в расчете по паритету покупательной
способности аналогичный показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза
в 2,5 раза. <...> *
Причинами такого положения,
кроме суровых климатических
условий и территориального фактора, являются сформировавшаяся в течение длительного периода
времени структура промышленного производства и нарастающая
технологическая отсталость энергоёмких отраслей промышленности и жилищно-коммунального
хозяйства, а также недооценка
стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая
энергосбережение. <...> Нехватка энергии является
существенным фактором сдерживания социально-экономического роста и одной из главных
причин слабой конкурентоспособности экономики Российской
Федерации. <...> ВВП мы
отстаем от всех ведущих стран
мира. <...> Энергосбережение в Российской Федерации всегда выступало как одна из наиболее важных
и приоритетных государственных
задач. <...> Причем решение проблем
энергоэффективности возлага*
Кораблев Денис Павлович, ООО
«РАСТАМ – Бюджетные технологии»,
заместитель исполнительного директора. <...> Тезисы настоящей статьи были
озвучены на Всероссийской научнопрактической конференции молодых
ученых, аспирантов и студентов
«Правовые основы энергосбережения
в России» 22 апреля 2010 года в Институте государства и права Тюменского государственного университета. <...> Данной работе было уделено
большое внимание, – по итогам Конференции и Конкурса научных работ
статья заняла призовое третье место.
лось именно на государственные
органы власти. <...> Начало процессу формирования принципов и механизмов
государственной политики в области энергосбережения РФ было положено еще в 1992 году
выходом в свет постановления
Правительства <...>
Реализация_комплексных_мероприятий_в_сфере_энергоэффективности_и_энергосбережения_проблемы_осуществления_полномочий_органов_местного_самоуправления_РФ.pdf
Д. Кораблев*
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ
существенно превышает в расчете
по паритету покупательной
способности аналогичный показатель
в США, в Японии и развитых
странах Европейского Союза
в 2,5 раза.*
Причинами такого положения,
Э
кроме суровых климатических
условий и территориального фактора,
являются сформировавшаяся
в течение длительного периода
времени структура промышленного
производства и нарастающая
технологическая отсталость энергоёмких
отраслей промышленности
и жилищно-коммунального
хозяйства, а также недооценка
стоимости энергоресурсов, прежде
всего газа, не стимулирующая
энергосбережение.
Нехватка энергии является
существенным фактором сдерживания
социально-экономического
роста и одной из главных
причин слабой конкурентоспособности
экономики Российской
Федерации. По расходу условного
топлива на 1 долл. ВВП мы
отстаем от всех ведущих стран
мира.
Энергосбережение в Российской
Федерации всегда выступало
как одна из наиболее важных
и приоритетных государственных
задач. Причем решение проблем
энергоэффективности возлага*
Кораблев
Денис Павлович, ООО
«РАСТАМ – Бюджетные технологии»,
заместитель исполнительного директора.
(dionis84@mail.ru)
Тезисы настоящей статьи были
озвучены на Всероссийской научнопрактической
конференции молодых
ученых, аспирантов и студентов
«Правовые основы энергосбережения
в России» 22 апреля 2010 года в Институте
государства и права Тюменского
государственного университета.
Данной работе было уделено
большое внимание, – по итогам Конференции
и Конкурса научных работ
статья заняла призовое третье место.
нергоемкость
российской
экономики уже многие годы
лось именно на государственные
органы власти.
Начало процессу формирования
принципов и механизмов
государственной политики в области
энергосбережения РФ было
положено еще в 1992 году
выходом в свет постановления
Правительства Российской Федерации
«О неотложных мерах по
энергосбережению в области
добычи, производства, транспортировки
и использования нефти,
газа и нефтепродуктов» (¹371 от
01.06.92) и одобрением (решение
Правительством РФ ¹26 от
10.09.92) Концепции энергетической
политики России в новых
экономических условиях.
Основные принципы политики
энергосбережения в Российской
Федерации были сформированы
Федеральным законом от 3 апреля
1996 года ¹35-ФЗ «Об
энергосбережении». Они предусматривали:
·
приоритет эффективного
использования топливно-энергетических
ресурсов (ТЭР);
· осуществление государственного
надзора за эффективным
использованием энергетических
ресурсов;
· обязательность учета юридическими
лицами производимых
или расходуемых ими энергетических
ресурсов, а также
учета физическими лицами получаемых
ими энергетических ресурсов;
·
включение в государственные
стандарты на оборудование,
материалы и конструкции, транспортные
средства показателей
энергоэффективности;
· сертификацию топливно-,
энергопотребляющего, энергосберегающего
и диагностического
оборудования, материалов,
конструкций,
транспортных
средств, а также энергетических
ресурсов;
· сочетание интересов потребителей,
поставщиков и производителей
энергетических ресурсов;
·
заинтересованность юридических
лиц – производителей и
поставщиков энергетических ресурсов
в эффективном использовании
энергетических ресурсов.
На основании указанного федерального
закона уже к 2000
году был утвержден ряд государственных
стандартов по энергосбережению,
начата реализация
программы по проведению энергетических
обследований и подготовке
энергетических паспортов
предприятий (более 5600),
потребляющих более 6 тыс. тонн
у.т./год.
Указанные нормативные правовые
акты способствовали решению
проблем энергоэффективности
на федеральном уровне.
Органы власти местного самоуправления
по сути не играли
существенной роли в реализации
энергоэффективной политики.
В 1998 году была сформирована
Федеральная целевая программа
«Энергосбережение России»,
утвержденная постановлением
Правительства Российской
Федерации ¹80 от 24.01.98. Так
была предпринята первая попытка
системного подхода к энергосбережению
в рамках Российского
государства: исполнение мероприятий
программы было возложено
уже не только на органы
государственной власти, но и
частично на органы местного
самоуправления.
Однако в последующие годы
реализация политики энергосбережения
в стране заметно замедлилась.
По
официальным данным Росстата,
мероприятия Федеральной
целевой программы «Энергосбережение
России» были выполнены
менее чем на 50%.
Органы государственной власти
ряда субъектов и муниципалитетов
Российской Федерации
не уделили должного внимания
Д. Кораблев. Реализация комплексных мероприятий в сфере энергоэффективности … 13
Стр.1