*
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОПТИМАЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
И
зучение практики формирования территорий муниципальных образований в условиях
Архангельской области, установления их статуса свидетельствует
о том, что в регионе вопросам
разработки научно-обоснованных
критериев оптимальности территории сельского муниципального
образования не уделяется должного внимания. <...> В данной статье
предпринята попытка определения основных критериев, которые, на наш взгляд, органы государственной власти и местного
самоуправления могут использовать в их практической деятельности в части определения оптимальности территории муниципального образования. <...> *
Результатом изучения теоретических основ организации местного самоуправления, анализа
отечественного и зарубежного
опыта формирования территории
местной
власти,
проведения
сравнительного анализа состояния муниципальных районов Архангельской области, анализа
социально-экономического
состояния и потенциала Онежского
района стало определение перечня критериев оптимальности
территории муниципального образования. <...> *
Зайцев А.В., департамент экономического развития правительства
Архангельской области; Константинов А.С., доцент кафедры Государственного и муниципального управления Поморского государственного
университета им. <...> 2
Всего в перечне представлено
7 критериев, включающих в себя
54 параметра:
а) критерий «населенности»
территории муниципального образования (7 параметров);
б) критерий развитости дорожно-транспортной
инфраструктуры муниципального образования (5 параметров);
в) критерий обеспеченности
территории трудовыми ресурсами (7 параметров);
г) критерий обеспеченности
земельными ресурсами (7 параметров);
д) критерий оценки социально-экономического состояния и
потенциала территории муниципального образования (15 параметров);
е) критерий финансовой самостоятельности
муниципального <...>
К_вопросу_о_критериях_оптимальности_территории_сельского_муниципального_образования_в_условиях_северного_региона.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
А. Зайцев, А. Константинов*
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОПТИМАЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
пальных образований в условиях
Архангельской области, установления
их статуса свидетельствует
о том, что в регионе вопросам
разработки научно-обоснованных
критериев оптимальности территории
сельского муниципального
образования не уделяется должного
внимания. В данной статье
предпринята попытка определения
основных критериев, которые,
на наш взгляд, органы государственной
власти и местного
самоуправления могут использовать
в их практической деятельности
в части определения оптимальности
территории муниципального
образования. *
Результатом изучения теореИ
тических
основ организации местного
самоуправления, анализа
отечественного и зарубежного
опыта формирования территории
местной власти, проведения
сравнительного анализа состояния
муниципальных районов Архангельской
области, анализа
социально-экономического состояния
и потенциала Онежского
района стало определение перечня
критериев оптимальности
территории муниципального образования.
Необходимо указать,
что перечень разрабатывался
применительно к Онежскому
району, поэтому является примерным
и в зависимости от экономико-географических
условий
территории может уточняться.
зучение практики формирования
территорий мунициВсего
в перечне представлено
7 критериев, включающих в себя
54 параметра:
а) критерий «населенности»
территории муниципального образования
(7 параметров);
б) критерий развитости дорожно-транспортной
инфраструктуры
муниципального образования
(5 параметров);
в) критерий обеспеченности
территории трудовыми ресурсами
(7 параметров);
г) критерий обеспеченности
земельными ресурсами (7 параметров);
д)
критерий оценки социально-экономического
состояния и
потенциала территории муниципального
образования (15 параметров);
е)
критерий финансовой самостоятельности
муниципального
образования (9 параметров);
ж)
функционирующей
критерий соответствия
модели
управления территорией муниципального
образования ресурсам
и потенциалу местных сообществ
(4 параметра).
Ведущими критериями опти*
Зайцев
А.В., департамент экономического
развития правительства
Архангельской области; Константинов
А.С., доцент кафедры Государственного
и муниципального управления
Поморского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
2
мальности территории муниципального
образования являются:
критерий «населенности» территории
муниципального образования
и критерий оценки социально-экономического
состояния и
потенциала территории муниципального
образования. Достаточность
населения и динамика изменения
его структуры и численности
образуют социальное основание
муниципального образования,
а состояние и перспективы
развития экономики – его экономическую
базу. При обосновании
принятия решения в отношении
территории муниципального образования
необходим обязательный
учет данных критериев.
Критерии
обеспеченности
территории трудовыми и земельными
ресурсами, а также критерий
финансовой самостоятельности
являются вспомогательными,
поскольку в значительной
степени формируются за счет
характеристики населения и экономической
конъюнктуры.
Учет критерия соответствия
функционирующей модели управления
территорией муниципального
образования ресурсам
и потенциалу местных сообществ
необходим, в первую очередь,
при построении управленческой
модели муниципального района.
При этом на решение о создании
муниципального образования на
указанной территории он оказывает
второстепенное влияние.
Часть
параметров
могут
встречаться в разных критериях
(например, доля сборов от земельного
налога в собственных
доходах бюджета муниципального
образования). Необходимо
отметить, что критерии пересекаются
между собой. Проведение
полноценного анализа и выдачу
объективного заключения о соответствии
территории муниципального
образования требованиям
критерия невозможно произвести
без учета всего перечня
предъявленных
параметров.
Кроме того, с различных позиций
влияние одного и того же параметра
может различаться и в
одном случае иметь слабое
влияние, а в другом – определяющее.
Территория
муниципального
образования «Онежский муниципальный
район» рассматривается
нами как неотъемлемая часть
пространства Архангельской области.
Онежский район образован
в 1929 году. Его административным
центром является город
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2010 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1