РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА, НПО
И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА1
АССОЦИАЦИЯ АГЕНТСТВ МЕСТНОЙ ДЕМОКРАТИИ <...> ВВЕДЕНИЕ
Общий обзор состояния сотрудничества между органами
местного самоуправления, деловым сообществом, НПО и другими институтами гражданского
общества: Европейская хартия и
соответствующие документы ЕС. <...> 1
Данный документ представляет собой краткий обзор условий,
необходимых для организации
эффективного
сотрудничества
между органами местного самоуправления, бизнес-сообществом
и НПО. <...> В первой части введения
приводится базовая информация
о партнерских связях между органами местного самоуправления и
организациями гражданского общества. <...>
Необходимая основа
для партнерства между
органами местного
самоуправления
и организациями
гражданского общества
Строго юридического определения гражданского общества не
существует, и, тем не менее, под
гражданским обществом понимают широкий круг групп, включающих в себя «участников рынка труда (т.е. профсоюзы и ассоциации работодателей – социальные партнеры; организации,
представляющие социальных и
экономических игроков, не являющихся социальными партнерами в строгом понимании этого
слова (к примеру, организации
потребителей); НПО (неправительственные организации), которые объединяют людей на благо общего дела, например, экологические организации, организации по защите прав человека,
благотворительные организации,
организации общего и профессионального образования и т.п. <...> ;
МОО (местные общественные организации), т.е. общественные
организации низового уровня,
решающие задачи своих членов,
например, молодежные организации, ассоциации семей и любые иные организации, с помощью которых граждане участвуют
в общественной жизни на местном и муниципальном уровнях; и
религиозные общины». <...> Традиции разработки законодательства, а также <...>
Разработка_методологии_организации_эффективного_сотрудничества_органов_местного_самоуправления,_бизнес-сообщества,_НПО_и_других_институтов_гражданского_общества.pdf
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА, НПО
И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА1
АССОЦИАЦИЯ АГЕНТСТВ МЕСТНОЙ ДЕМОКРАТИИ
1. ВВЕДЕНИЕ
Данный документ представляет
собой краткий обзор условий,
необходимых для организации
эффективного
сотрудничества
между органами местного самоуправления,
бизнес-сообществом
и НПО.
В первой части введения
приводится базовая информация
о партнерских связях между органами
местного самоуправления и
организациями гражданского общества.
Во второй части речь
идет о различных инициативах
(официальных и неофициальных),
разработанных Европейской
комиссией с целью развития
и укрепления контактов с гражданским
обществом.
Необходимая основа
для партнерства между
органами местного
самоуправления
и организациями
гражданского общества
Строго юридического определения
гражданского общества не
существует, и, тем не менее, под
1 Доклад, подготовленный в рамках
проекта «Поддержка реализации закона
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
гражданским обществом понимают
широкий круг групп, включающих
в себя «участников рынка
труда (т.е. профсоюзы и ассоциации
работодателей – социальные
партнеры; организации,
представляющие социальных и
экономических игроков, не являющихся
социальными партнерами
в строгом понимании этого
слова (к примеру, организации
потребителей); НПО (неправительственные
организации), которые
объединяют людей на благо
общего дела, например, экологические
организации, организации
по защите прав человека,
благотворительные организации,
организации общего и профессионального
образования и т.п.;
МОО (местные общественные организации),
т.е. общественные
организации низового уровня,
решающие задачи своих членов,
например, молодежные организации,
ассоциации семей и любые
иные организации, с помощью
которых граждане участвуют
в общественной жизни на местном
и муниципальном уровнях; и
религиозные общины».2
Не существует
какого-то
единственно «правильного способа»
разработки закона о гражданском
обществе и создания
благоприятных условий для сотрудничества
между органами
власти и гражданским обществом.
Традиции разработки законодательства,
а также традиции
2 Документ Европейской комиссии
«Об общих принципах и минимальных
стандартах консультаций Комиссии
с заинтересованными сторонами».
COM(2002)704.
гражданского общества различаются
от страны к стране.
Несмотря на различия, можно
выделить несколько общих эффективных
методов и методологий,
которые можно использовать,
преломляя их с учетом местных
условий.
Гражданское общество может
оказаться полезным по следующим
причинам: общественные
организации
контактируют с людьми и вовлекают
их в свою работу.
В основе успешного партнерства
лежит, прежде всего, общество,
основанное на уважении
прав отдельного человека и системе
защиты этих прав.
Можно перечислить основные
черты эффективного сотрудничество
местных властей и гражданского
общества: положение об
основных правах включено в конституцию
(например, право свободного
выражения мнений и свобода
слова, право на свободу
собраний и объединений), доступ
к информации, независимость
судебной власти, доступ к правосудию,
оперативность рассмотрения
дел.3
Как правило, гражданское
общество имеет самые тесные
контакты с местными органами
власти, а не с парламентом или
центральным правительством.
Причина заключается в том, что
именно на этом уровне больше
всего возможностей для настоящего
партнерства. Представите3
«Состояние дел с участием общественности
в принятии решений, касающихся
окружающей среды», Будапешт
1995 г.
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА … 49
непосредственно
тру т
Общий обз
е
мым с с
н
д н
е
с ообщит вщи
итва: Е
е
и
ч
е та
т
в и е тс с
общ
м
с
оотв
тву
с а твои й к
н ого с с м е о
тв м
, Н
у ропе
ю
к
д
а оуправл с у
е
м
о жр с у нд еО и д ког
р
о
с оя, д уг о
н
тояр
н н лои
ая с и
м
ога
е ии
м
грая х т
П ждаы Е
амен
артия и
с
С.
1
E
u
r
www
.
opeA
i
msu131
.
d/122212/
u
r
C
/SV/RU»
.
Стр.1