Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 615406)
Контекстум

Лоббирование и коррупция в России (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевин М., Левина Е.
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц8
ID173632
АннотацияЧасть 2
Левин М., Левина Е.. Лоббирование и коррупция в России : статья / Левин М., Левина Е. — Лоббист №1 .— : Институт муниципального управления, 2008 .— 8 с. — С.82-89 .— URL: https://rucont.ru/efd/173632 (дата обращения: 01.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛОББИРОВАНИЕ Появившаяся в 1993 году Государственная Дума целиком унаследовала от Верховного Совета каналы политического влияния и механизмы лоббирования. <...> Однако у этого способа проталкивания своих интересов есть два недостатка. <...> 82 ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №1 застраховать себя от подобных ситуаций и заручиться как можно более массовой поддержкой в Думе, крупные корпорации (например, такие, как «Газпром») финансируют кандидатов в депутаты в значительной части избирательных округов. <...> Другой механизм лоббирования представляет собой «работу» с депутатами во время парламентских сессий. <...> Сложность проблемы, которую должен решить лоббист, определяет необходимое количество депутатов и их «вес» в Думе: чем значительнее изменения в законодательстве, необходимые заинтересованному лицу, тем больше количество депутатов, поддержкой которых ему необходимо заручиться. <...> Целесообразно привлечь на свою сторону верхушку депутатской фракции, особенно, если эта фракция «дисциплинированная», то есть единогласно голосует в соответствии с решением, принятым лидером. <...> В этой ситуации лоббист может попытаться склонить на свою сторону законодателей, относящихся к разным политическим силам. <...> : Лолаева С, Черкасов Г. Лоббизм в Думе, или Неподкупный Джо // Эксперт. <...> Однако это не всегда так, поскольку в Думе «широко распространен законодательный бартер: "Сегодня мы проголосовали за ваш закон, завтра, будьте любезны, поддержать наш"»3. <...> Внесение нужных пунктов и корректировок в законопроект возможно и на стадии его разработки. <...> При этом механизме воздействия лоббисту необходимо заручиться поддержкой главы комитета, так как именно он формирует повестку дня и решает все организационные вопросы. <...> Тот факт, что многие вопросы попадают в ведение нескольких комитетов, может в некоторых случаях осложнить, а в некоторых – упростить лоббирование. <...> Для того чтобы привлечь внимание к своей проблеме, лоббист <...>
Лоббирование_и_коррупция_в_России.pdf
ЛОББИРОВАНИЕ И КОРРУПЦИЯ В РОССИИ * М. ЛЕВИН, Е. ЛЕВИНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛОББИРОВАНИЕ Появившаяся в 1993 году Государственная Дума целиком унаследовала от Верховного Совета каналы политического влияния и механизмы лоббирования. Однако из-за ее ограниченных полномочий Думу чаще всего используют либо в качестве промежуточного этапа, либо как дополнительный фактор при лоббировании в Правительстве.* Механизмы лоббирования в Думе весьма разнообразны. Финансирование избирательной кампании кандидата в депутаты или партии и приобретение таким образом своих представителей в законодательном органе может служить примером одного из них. Однако у этого способа проталкивания своих интересов есть два недостатка. Во-первых, заказчик не может быть уверен в том, что именно «спонсируемый» кандидат станет депутатом, а партия наберет больше 5% голосов. Вовторых, уже избранный депутат или попавшая в Парламент партия могут не просто отказаться от поддержки интересов профинансировавших их структур, но даже и присоединиться к враждебной им группировке. Хотя последнее и маловероятно, так как абсолютно все избранные депутаты уже на следующих выборах снова станут кандидатами, остро нуждающимися в средствах для проведения избирательной кампании, чтобы * Окончание. Начало см. в №6/2007. 82 ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №1 застраховать себя от подобных ситуаций и заручиться как можно более массовой поддержкой в Думе, крупные корпорации (например, такие, как «Газпром») финансируют кандидатов в депутаты в значительной части избирательных округов. При этом никаких «идеологических ограничений» не существует. Другой механизм лоббирования представляет собой «работу» с депутатами во время парламентских сессий. Сложность проблемы, которую должен решить лоббист, определяет необходимое количество депутатов и их «вес» в Думе: чем значительнее изменения в законодательстве, необходимые заинтересованному лицу, тем больше количество депутатов, поддержкой которых ему необходимо заручиться. Целесообразно привлечь на свою сторону верхушку депутатской фракции, особенно, если эта фракция «дисциплинированная», то есть единогласно голосует в соответствии с решением, принятым лидером. Но даже весьма существенная поддержка не гарантирует автоматического принятия закона1. В этой ситуации лоббист может попытаться склонить на свою сторону законодателей, относящихся к разным политическим силам. Сложность такого механизма состоит в том, что иногда бывает очень тяжело убедить парламентариев сотрудничать с их коллегами, принадлежащими к враждебному политическому ла1 См.: Лолаева С, Черкасов Г. Лоббизм в Думе, или Неподкупный Джо // Эксперт. 1997. №25. С.16.   герю2. Однако это не всегда так, поскольку в Думе «широко распространен законодательный бартер: "Сегодня мы проголосовали за ваш закон, завтра, будьте любезны, поддержать наш"»3. Внесение нужных пунктов и корректировок в законопроект возможно и на стадии его разработки. При этом механизме воздействия лоббисту необходимо заручиться поддержкой главы комитета, так как именно он формирует повестку дня и решает все организационные вопросы. Тот факт, что многие вопросы попадают в ведение нескольких комитетов, может в некоторых случаях осложнить, а в некоторых – упростить лоббирование. Трудность заключается в том, что пролоббированное уже в одном комитете решение могут преобразовать в другом. Но если с руководителем одного комитета лоббисту не удается договориться, то у него есть еще шанс склонить на свою сторону главу другого комитета. Для того чтобы привлечь внимание к своей проблеме, лоббист может организовать парламентские слушания по проблемам отрасли, которую он представляет. На таких слушаниях можно высказать разные точки зрения на рассматриваемый вопрос. Привлечение интереса к проблеме будет способствовать более быстрому продвижению интере2 См.: Королева В. Государственная Дума: технология экономического лоббирования хозяйствующих субъектов // Представительная власть. 1997. №2–3. 3 См.: Лолаева С, Черкасов Г. Указ. соч. С.18. Методы игры
Стр.1