ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЛОББИРОВАНИЕ
Появившаяся в 1993 году Государственная Дума целиком
унаследовала от Верховного Совета каналы политического влияния и механизмы лоббирования. <...> Однако у этого способа проталкивания своих интересов есть два
недостатка. <...> 82
ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №1
застраховать себя от подобных
ситуаций и заручиться как можно
более массовой поддержкой в
Думе, крупные корпорации (например, такие, как «Газпром»)
финансируют кандидатов в депутаты в значительной части избирательных округов. <...> Другой механизм лоббирования представляет собой «работу»
с депутатами во время парламентских сессий. <...> Сложность проблемы, которую должен решить
лоббист, определяет необходимое количество депутатов и их
«вес» в Думе: чем значительнее
изменения в законодательстве,
необходимые заинтересованному
лицу, тем больше количество депутатов, поддержкой которых ему
необходимо заручиться. <...> Целесообразно привлечь на свою сторону верхушку депутатской фракции, особенно, если эта фракция
«дисциплинированная», то есть
единогласно голосует в соответствии с решением, принятым лидером. <...> В этой ситуации лоббист может попытаться склонить на свою
сторону законодателей, относящихся к разным политическим
силам. <...> : Лолаева С, Черкасов Г. Лоббизм в Думе, или Неподкупный Джо //
Эксперт. <...> Однако это не всегда так,
поскольку в Думе «широко распространен
законодательный
бартер: "Сегодня мы проголосовали за ваш закон, завтра, будьте
любезны, поддержать наш"»3. <...> Внесение нужных пунктов и
корректировок в законопроект
возможно и на стадии его разработки. <...> При этом механизме воздействия лоббисту необходимо
заручиться поддержкой главы
комитета, так как именно он
формирует повестку дня и решает все организационные вопросы. <...> Тот факт, что многие вопросы попадают в ведение нескольких комитетов, может в некоторых случаях осложнить, а в некоторых –
упростить лоббирование. <...> Для того чтобы привлечь внимание к своей проблеме, лоббист <...>
Лоббирование_и_коррупция_в_России.pdf
ЛОББИРОВАНИЕ И КОРРУПЦИЯ В РОССИИ *
М. ЛЕВИН, Е. ЛЕВИНА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЛОББИРОВАНИЕ
Появившаяся в 1993 году Государственная
Дума целиком
унаследовала от Верховного Совета
каналы политического влияния
и механизмы лоббирования.
Однако из-за ее ограниченных
полномочий Думу чаще всего используют
либо в качестве промежуточного
этапа, либо как дополнительный
фактор при лоббировании
в Правительстве.*
Механизмы лоббирования в
Думе весьма разнообразны. Финансирование
избирательной
кампании
кандидата в депутаты
или партии и приобретение таким
образом своих представителей в
законодательном органе может
служить примером одного из них.
Однако у этого способа проталкивания
своих интересов есть два
недостатка. Во-первых, заказчик
не может быть уверен в том, что
именно «спонсируемый» кандидат
станет депутатом, а партия
наберет больше 5% голосов. Вовторых,
уже избранный депутат
или попавшая в Парламент партия
могут не просто отказаться от
поддержки интересов профинансировавших
их структур, но даже
и присоединиться к враждебной
им группировке.
Хотя последнее и маловероятно,
так как абсолютно все избранные
депутаты уже на следующих
выборах снова станут
кандидатами, остро нуждающимися
в средствах для проведения
избирательной кампании, чтобы
* Окончание. Начало см. в №6/2007.
82
ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №1
застраховать себя от подобных
ситуаций и заручиться как можно
более массовой поддержкой в
Думе, крупные корпорации (например,
такие, как «Газпром»)
финансируют кандидатов в депутаты
в значительной части избирательных
округов. При этом никаких
«идеологических ограничений»
не существует.
Другой механизм лоббирования
представляет собой «работу»
с депутатами во время парламентских
сессий. Сложность проблемы,
которую должен решить
лоббист, определяет необходимое
количество депутатов и их
«вес» в Думе: чем значительнее
изменения в законодательстве,
необходимые заинтересованному
лицу, тем больше количество депутатов,
поддержкой которых ему
необходимо заручиться. Целесообразно
привлечь на свою сторону
верхушку депутатской фракции,
особенно, если эта фракция
«дисциплинированная», то есть
единогласно голосует в соответствии
с решением, принятым лидером.
Но даже весьма существенная
поддержка не гарантирует
автоматического принятия закона1.
В
этой ситуации лоббист может
попытаться склонить на свою
сторону законодателей, относящихся
к разным политическим
силам. Сложность такого механизма
состоит в том, что иногда
бывает очень тяжело убедить
парламентариев сотрудничать с
их коллегами, принадлежащими к
враждебному политическому ла1
См.: Лолаева С, Черкасов Г. Лоббизм
в Думе, или Неподкупный Джо //
Эксперт. 1997. №25. С.16.
герю2. Однако это не всегда так,
поскольку в Думе «широко распространен
законодательный
бартер:
"Сегодня мы проголосовали
за ваш закон, завтра, будьте
любезны, поддержать наш"»3.
Внесение нужных пунктов и
корректировок в законопроект
возможно и на стадии его разработки.
При этом механизме воздействия
лоббисту необходимо
заручиться поддержкой главы
комитета, так как именно он
формирует повестку дня и решает
все организационные вопросы.
Тот факт, что многие вопросы попадают
в ведение нескольких комитетов,
может в некоторых случаях
осложнить, а в некоторых –
упростить лоббирование. Трудность
заключается в том, что пролоббированное
уже в одном комитете
решение могут преобразовать
в другом. Но если с руководителем
одного комитета лоббисту
не удается договориться, то
у него есть еще шанс склонить на
свою сторону главу другого комитета.
Для
того чтобы привлечь внимание
к своей проблеме, лоббист
может организовать парламентские
слушания по проблемам отрасли,
которую он представляет.
На таких слушаниях можно высказать
разные точки зрения на
рассматриваемый вопрос. Привлечение
интереса к проблеме
будет способствовать более быстрому
продвижению интере2
См.: Королева В. Государственная
Дума: технология экономического
лоббирования хозяйствующих субъектов
// Представительная власть.
1997. №2–3.
3 См.: Лолаева С, Черкасов Г. Указ.
соч. С.18.
Методы игры
Стр.1