МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
СОБЕСЕДНИКОМ
С. СОММЕРСБИ1
Они связаны с созданием определенных
условий, предварительной
организацией и специфическим
осуществлением процедуры
межличностного взаимодействия.
Использование подобных
уловок затрудняет процесс
обсуждения для объектов манипулятивного
воздействия и, соответственно,
облегчает достижение
конечной цели субъекту, организующему
манипуляцию.
Дозирование исходной инфорПо
направленности манипулятивного
воздействия приемы
можно разделить на три группы:
организационно-процедурные,
социально-психологические и логико-психологические.
O
ОРГАНИЗАЦИОННОПРОЦЕДУРНЫЕ
МЕТОДЫ
1 Консалтинговая компания Стенли
Соммерсби. www.djoen.ru; www.sommersby.ru
мационной
базы. Материалы, необходимые
для обсуждения, не
предоставляются участникам вовремя
или даются выборочно. Некоторым
участникам обсуждений
«как бы случайно» раздают неполный
комплект материалов, а по
ходу выясняется, что кто-то, к сожалению,
оказался не в курсе
всей имеющейся информации.
«Теряются» рабочие документы,
письма, обращения, записки и
т. д., что может повлиять на процесс
и результаты обсуждения в
определенную сторону. Таким образом,
осуществляется неполное
информирование некоторых участников,
что затрудняет для них
обсуждение, а для других создает
дополнительные возможности использования
психологических манипуляций.
Обратный вариант
этого приема – «избыточное информирование»,
заключающееся
в том, что готовится очень много
проектов, предложений, решений
и т. п., сопоставление которых в
процессе обсуждения оказывается
практически невозможным. Подобное
происходит и в тех случаях,
когда для обсуждения предлагается
большой объем материалов
в крайне сжатые сроки, в связи
с чем их качественный анализ
затруднен.
Целенаправленный
подбор
выступающих. Слово предоставляется
сначала тем, чье мнение
известно и импонирует организатору
манипулятивного воздействия
или же участникам, заблаговременно
подготовленным соответствующим
образом к выступлению.
Таким способом на первом
этапе осуществляется формирование
желаемой установки у
участников обсуждения. Это, в
первую очередь, связано с тем,
что изменение созданной первичной
установки требует больших
усилий, чем ее формирование.
В этих же целях обсуждение
может приостанавливаться на
выступающем, позиция которого
более желаема и соответствует
взглядам (задачам) организатора
манипулятивного воздействия. В
данном приеме используется известная
психологическая закономерность,
связанная с высокой
действенностью и запоминанием
последнего и первого выступления.
Двойные
стандарты в нормах
определения критериев поведения
участников дискуссий. Одних
выступающих жестко ограничивают
в соблюдении регламента и
правил взаимоотношений во
время обсуждения; другим позволяют
отходить от них и нарушать
установленные правила. То же
самое происходит в отношении
характера допускаемых высказываний
– одним «прощают» резкости
в адрес оппонентов, другим
делают замечания и т. д. Возможен
вариант, когда регламент
специально не устанавливается,
чтобы можно было по ходу выбирать
более удобную линию поведения.
При этом осуществляется
либо сглаживание позиций оппоС.
Соммерсби. МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОБЕСЕДНИКОМ
87
ю ыя лич
то н
В
т раз и
н н
д атич
е
а ообие с с ойрахюд и
с
тояр
щ нееыкр
аз с
вр
пр н
тич
д и е пов
с
н
о по в ф я л с ме б
н е
ки се е с н
д
и н
м я кис ст ею о взаие аюе
ы
в во о нм а
н лиза,
нова й л
ях де е
об
п с ь
с еоз с
ровол
с й ч
в еау
е с и д
д х тв х
тоя
нн ж
ог н ихоуы т т н с е и с н х
н
с т н ю о
возн пьн с
цтвия. ь и д ны о
е
е о ихссмких
м п Ра с
е о отр
п
пс
спол
ля
и й,ций,нео н
о
р
инф ого вз л
не т
н е
ля
образо
м
а
ат чива» логич
д
н т н отив н
в
а а глуб а л
л
м м с е
ч
е е коги е и н бко ы
п у
и о возе и
и
ы этин нныо дс оти
и
о
ы мым « с й-н де в
и ч
ти бо
ч
с
ихологи д в ь мтрироват н
ч ы см се ку угих е
е х в х р а е
ици я
е м е о
н а
п
зу с р х д
л и
й
ициа ил н
ст прм л в
н м
м
ипуиру мо е
форде прии.
ика
о юдым аргу
ятит
а юси с в
л ю
тат
о ь ц вватсс
н т ы е
е
оп
е
га с
т ха
м
хологич
н
ли
, позволя
ий, о м и , каки м
м
о е л ж
форс
пуляц ф и
д сс- ьн личри
м
й
ж едем
и
мее п ко мни
т
ы качцио
ра еж тва ые
н
н
ымии
щи о и т е
ю в н
и П р труктулич
е
щоб л
у д д
раы проц еиз с
е кр
ь с а
к
их
м
а мжне ипу
мы м а
е н е рл т йс и
н нлипу ояц
твой о е э н с
с ы нн ы вах п
х ал сл и иа
й
д з е мя и
о
е поп е
е ннир
ны.
с н е-н р уа
риобмм оф
ах , позвотв
ь е
мыти, котор и с й. Оиы
е
ем дя с прииь
о н и ис п
е стогоы пол рак-ье
с
с т
р
ущва, мжес
твуен
т
у есзуз
оциал н ы
се
е дст
е
жтое и
о ,
1
Стр.1