ВИНОГРАДОВ2
O КРАТКОЕ ВВОДНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Общепризнанные масштабы
явления под общим, но давно не
всеобъемлющим обозначением
«коррупция», сегодня уже настолько вышли за рамки примитивных понятий типа «дал –
взял», «ты мне – я тебе», «не
подмажешь – не поедешь», охватывают и пронизывают всю систему управленческих, экономических и межличностных взаимоотношений в обществе (кумовство,
семейственность, корпоративная,
элитарная, «клубная», командная
солидарность и пр., и пр.), что его
преодоление нельзя рассматривать иначе, как неотъемлемую
составную часть (а может быть и
сущностную часть) стратегии
развития общества. <...> Даже при на-
личии в регионах, в муниципалитетах конкретных программ, планов по борьбе с коррупцией, они
являются лишь набором (пусть
даже и систематизированным,
реальным) ограничительных механизмов, локальных барьеров
для этого явления. <...> Сегодня эти
механизмы, барьеры разрабатываются, внедряются именно как
ограничители коррупции, но в
стратегическом плане они лишь
важная часть общей системы развития общества. <...> Ниже предлагается структурная проработка3 – набор систематизированных организационных и методических направлений,
действий, связанных единой комплексной стратегической целью
«Противодействие коррупции и
развитие муниципального управления». <...> Смысл предлагаемой проработки: во-первых, предложить,
как в процессе работы над проектом «Форсайт», так и при
дальней работе над Стратегией
города, рассматривать борьбу с
коррупцией как неотъемлемую
составную часть этой работы, а,
во-вторых, предложить достаточно широкий набор обоснованно связанных направлений,
действий, мероприятий развития
городского сообщества, которые
даже не будучи сведены в единую «отдельную» программу
(что, кстати, не исключается), но,
будучи реально представлены в
основных конкретных направлениях Стратегии города (пусть
даже в качестве дополнительных
мероприятий), составят комплекс
и структуру <...>
Противодействие_коррупции_и_развитие_муниципального_управления.pdf
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
И РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ1
В. ВИНОГРАДОВ2
O КРАТКОЕ ВВОДНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Общепризнанные масштабы
явления под общим, но давно не
всеобъемлющим обозначением
«коррупция», сегодня уже настолько
вышли за рамки примитивных
понятий типа «дал –
взял», «ты мне – я тебе», «не
подмажешь – не поедешь», охватывают
и пронизывают всю систему
управленческих, экономических
и межличностных взаимоотношений
в обществе (кумовство,
семейственность, корпоративная,
элитарная, «клубная», командная
солидарность и пр., и пр.), что его
преодоление нельзя рассматривать
иначе, как неотъемлемую
составную часть (а может быть и
сущностную часть) стратегии
развития общества. Даже при наличии
в регионах, в муниципалитетах
конкретных программ, планов
по борьбе с коррупцией, они
являются лишь набором (пусть
даже и систематизированным,
реальным) ограничительных механизмов,
локальных барьеров
для этого явления. Сегодня эти
механизмы, барьеры разрабатываются,
внедряются именно как
ограничители коррупции, но в
стратегическом плане они лишь
важная часть общей системы развития
общества.
Ниже предлагается структурная
проработка3 – набор систематизированных
организационных
и методических направлений,
действий, связанных единой комплексной
стратегической целью
«Противодействие коррупции и
развитие муниципального управления».
Смысл
предлагаемой проработки:
во-первых, предложить,
как в процессе работы над проектом
«Форсайт», так и при
дальней работе над Стратегией
города, рассматривать борьбу с
коррупцией как неотъемлемую
составную часть этой работы, а,
во-вторых, предложить достаточно
широкий набор обоснованно
связанных направлений,
действий, мероприятий развития
городского сообщества, которые
даже не будучи сведены в единую
«отдельную» программу
(что, кстати, не исключается), но,
будучи реально представлены в
основных конкретных направлениях
Стратегии города (пусть
даже в качестве дополнительных
мероприятий), составят комплекс
и структуру мер по реализации
заявленной цели.
O 1. РЯД ВАЖНЫХ ПРИНЦИПОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И РАЗВИТИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (ПУБЛИЧНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, АДАПТИВНОСТЬ, СИНЕРГИЯ)123
Структурные программные положения
*Широкое гражданское участие и информационная
открытость
*Эффективность, результативность
*Адаптивность
Краткие комментарии (при необходимости)
Согласованную позицию местного сообщества в
отношении коррупции можно выработать только вовлекая
жителей в процесс управления. Кроме того,
активные граждане – важный и не капиталоемкий
ресурс действий
Реальный эффект при контролируемых затратах;
приоритетные направления по реальной значимости
и достижимости
Постоянная самонастройка антикоррупционной
системы по реальному состоянию в обществе
1 Проект «Форсайт развития г. Череповца до 2020 года»: думаем, участвуем, предлагаем. Организационнометодическая
проработка направления городского развития под общим названием (системно-структурный вариант).
2
В.П.Виноградов, председатель Совета ветеранов мэрии города Череповца, член президиума Городского общественного
совета.
3 Предлагаемая проработка базируется на материалах статьи В. Бондаря «Практика разработки муниципальных
программ противодействия коррупции»: журнал «Муниципальная власть» №5 за 2009 год.
В. Виноградов. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО … 45
Стр.1