МОЖНО ЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПРИВЛЕКАТЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КАК ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ? <...> ШУГРИНА1
В настоящее время в производстве Конституционного Суда
РФ находится дело, рассмотрение которого возможно прояснит
некоторые особенности правового статуса депутата. <...> 1
Дело в том, что разное отраслевое
законодательство
поразному дает ответ на вопрос о
том, кто такие должностные лица. <...> Термин «должностное лицо»
можно встретить в текстах многих
нормативных актов (Конституция
РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ и
др.), но далеко не всегда в этих
нормативных актах раскрывается
его содержание, что приводит к
различному отраслевому толкованию. <...> Наиболее четкое определение
должностного лица сформулировано наукой уголовного права в
связи с появлением такого вида
преступлений, как должностные. <...> В УК РФ в примечании к статье
285 определяется, что должностными лицами признаются лица,
постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющее организационно – распорядительные,
административно – хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления, государственных и
1
Шугрина Екатерина Сергеевна – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и
муниципального права РФ Московской государственной юридической
академии имени О.Е. Кутафина, член
Европейского клуба экспертов местного самоуправления.
муниципальных учреждениях, а
также в Вооруженных Силах РФ,
других войсках и воинских формированиях РФ. <...> В статье 2 Федерального закона №131-ФЗ должностное
лицо местного самоуправления
определяется как выборное либо
заключившее контракт (трудовой
договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными
полномочиями по решению вопросов местного значения и (или)
по организации деятельности органа местного самоуправления. <...> В настоящее время в Конституционном Суде РФ находится
жалоба гражданина В., осужденного <...>
Можно_ли_муниципальных_депутатов_привлекать_к_уголовной_ответственности_как_должностных_лиц_Возможный_ответ_Конституционного_Суда_РФ.pdf
МОЖНО ЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПРИВЛЕКАТЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КАК ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ? ВОЗМОЖНЫЙ ОТВЕТ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Е. ШУГРИНА1
В настоящее время в производстве
Конституционного Суда
РФ находится дело, рассмотрение
которого возможно прояснит
некоторые особенности правового
статуса депутата. Речь идет о
давней проблеме, суть которой
сформулирована в названии статьи.
1
Дело в том, что разное отрасзаконодательство
полевое
разному
дает ответ на вопрос о
том, кто такие должностные лица.
Термин «должностное лицо»
можно встретить в текстах многих
нормативных актов (Конституция
РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ и
др.), но далеко не всегда в этих
нормативных актах раскрывается
его содержание, что приводит к
различному отраслевому толкованию.
Наиболее
четкое определение
должностного лица сформулировано
наукой уголовного права в
связи с появлением такого вида
преступлений, как должностные.
В УК РФ в примечании к статье
285 определяется, что должностными
лицами признаются лица,
постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие
функции представителя
власти либо выполняющее организационно
– распорядительные,
административно – хозяйственные
функции в государственных
органах, органах местного самоуправления,
государственных и
1
– доктор юридических наук, профессор
кафедры конституционного и
муниципального права РФ Московской
государственной юридической
академии имени О.Е. Кутафина, член
Европейского клуба экспертов местного
самоуправления.
муниципальных учреждениях, а
также в Вооруженных Силах РФ,
других войсках и воинских формированиях
РФ.
Следует отметить, что понятие
должностного лица в уголовном
или административном праве
значительно шире, чем в муниципальном.
В статье 2 Федерального
закона №131-ФЗ должностное
лицо местного самоуправления
определяется как выборное либо
заключившее контракт (трудовой
договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными
полномочиями
по решению вопросов
местного значения и (или)
по организации деятельности органа
местного самоуправления.
В настоящее время в Конституционном
Суде РФ находится
жалоба гражданина В., осужденного
на 2,5 года условно за дачу
взятки должностному лицу. Пикантность
заключается в том, что
взяткодателем является глава
муниципального образования, а
взяткополучателем – депутат
представительного органа этого
же муниципального образования,
работающий на непостоянной основе.
Таким образом, Конституционному
Суду РФ предстоит разобраться
в вопросе о том, является
ли депутат представительного
органа муниципального образования
должностным лицом, в
том смысле, какой придается
этому термином в Уголовном Кодексе
РФ.
Фактическую подоплеку дела
местные СМИ излагают следующим
образом. Между главой района
В. и председателем райсовета
К. возникли разногласия относительно
самостоятельности
вновь
образованных муниципальных
образований Кандалакша,
Зеленоборский, Зареченск,
Алакуртти, входящих в состав
района. Глава района считал необходимым
сохранить прежнее
административное единство района,
что давало бы ему право
распоряжаться всем бюджетом и
всем имуществом перечисленных
выше поселений. Председатель
совета и часть депутатов выступали
за предоставление самостоятельности
поселениям. Разногласия
между В. и К. заключались
в несовпадении их мнений
по вопросам местного значения, в
том числе передачи поселениям
полномочий и имущества. В результате
конфликта В. стал принимать
меры к смещению К. с
должности председателя2.
А дальше события развивались
примерно следующим образом.
В. «просчитал», каким могло
бы быть голосование депутатов
за досрочное прекращение полномочий
председателя совета.
По его представлению из 21 депутатов
«за» могли проголосовать
10 депутатов; столько же
против. Один голос был непредсказуемым.
Его обладателю В. и
предложил деньги (15 тысяч рублей
отдал сразу и пообещал еще
2000 евро «за поддержку политики,
проводимой администрацией
муниципального
образования,
направленной на сохранение целостности
района, т.е. за лоббирование»3).
2
Дело
Вихорева
закончилось //По материалам сайта
http://www.hibiny.ru/news/ru/archive/
6497
3 Кассационное определение
Мурманского областного суда от 21
августа 2007 года по делу №221709-2007.
Е.
Шугрина. МОЖНО ЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ ПРИВЛЕКАТЬ К УГОЛОВНОЙ… 41
Р
умян
ц
ев
а И.
Ш
н
а
у
г
р
и
на Е
к
ат
ер
и
на С
е
р
г
е
ев
Стр.1