МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
О САМОУПРАВЛЕНИИ
В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЕК1
В. Макаров
1. Закон Ïîïèöà1
В электронную эпоху закономерности,
которые были замечены ранее,
либо усиливаются, либо замедляются
в зависимости от их природы.
Например, известный закон
Вагнера, говорящий о тенденции
увеличения доли публичных благ,
похоже, начинает ослабевать. Наоборот,
другой подобный закон, Закон
Попица, о тенденции к централизации
в федеративном государстве,
в электронный век усиливается.
Хочется закон Попица подправить
в том смысле, что наряду со стремлением
к централизации имеет место
тенденция приближения власти
к человеку. Власть перетекает от
среднего звена (субъектов федерации,
штатов, земель) к центру, с одной
стороны, и к муниципалитетам,
с другой. Эта тенденция перекликается
с другой тенденцией, о которой
не раз писал итальянский экономист
Вито Танци. Танци подметил, что
национальное государство, то есть
основной тип государства в современном
мире, передает часть своих
функций на нижний уровень, а другую
часть, наоборот на верхний уровень.
Под верхним уровнем здесь
понимаются международные организации,
различного рода альянсы и
союзы.
Надо стремиться к тому, чтобы
основным игроком, основным институтом,
в развитии информационного
общества для России стал муниципалитет.
Муниципалитет, по определению,
и по факту – нижнее звено
(государственной) власти. Государство
соприкасается с населением
через муниципалитет.
Кстати сказать, одно из объяснений
Китайского экономического чуда
состоит в том, что власть предоставила
экономическую свободу
1 Тезисы выступления на круглом столе,
ÐÈÎ-Öåíòð, 11.11.04.
в первую очередь не с помощью
приватизации, а с помощью делегирования
полномочий на самый
нижний уровень.
Здесь уместно заметить, что (по
крайней мере в переходных экономиках)
предприятия (речь идет о
предприятиях сравнительно небольшого
размера), которые находятся
под локальной юрисдикцией,
функционируют более эффективно,
чем предприятия, находящиеся под
центральной юрисдикцией. Исследование,
проведенное недавно американским
исследовательским фондом
Conference Board на примере
большой совокупности китайских
предприятий показывают, что чем
ниже уровень управления фирмой
со стороны китайских властей, тем
эффективнее фирма функционирует.
Любопытно отметить при этом, что
указанный фактор оказался более
значимым, чем форма собственности.
2.
Оптимальный размер
муниципалитета
Для того чтобы местная власть
была ближе к населению, муниципалитет
должен быть не слишком
большим. С другой стороны, есть
очевидная нижняя граница для величины
муниципалитета, который население
содержит на свои отчисления
в виде налогов. Поэтому естественно
поставить задачу об оптимальном
размере муниципалитета.
В самом упрощенном виде можно
считать, что муниципалитет предоставляет
публичные услуги населению,
затраты на которые исчисляются
по формуле c х n2, где c
есть некоторый коэффициент, n
есть количество обслуживаемого
населения в муниципалитете. Квадратичная
зависимость появляется
из-за того, что затраты на обслуживание
пропорциональны не количеству
населения, а количеству связей
между людьми.
В. Макаров. О самоуправлении в электронный век
ОПРОС
Если федеральная
власть принимает новую
редакцию Градостроительного
кодекса РФ,
которая противоречит
новой редакции Федерального
закона “Об
общих принципах организации
местного самоуправления
в ÐÔ”, то
это, по Вашему мнению,
означает, что:
Варианты ответа:
3 реформа местного самоуправления
по результатам
будет такой же, как и судебная,
административная,
“льготная”…
2 федеральная власть считает,
что “доступное жилье”
важнее, чем “эффективное
местное самоуправление”
1 у нашей федеральной власти
левая рука не знает,
что делает правая
4 вариант 1 и поэтому вариант
3
Результаты:
1
2
3
4
68%
16%
5%
11%
Опрос проведен в феврале
2005 ã. на Web-ñòðàíèöå
журнала
«Муниципальное право»
http://rels.obninsk.com
S S S
Переправа
7 ñ.18 ¹4 8 ñ. 28
ГУ ¹ 3’05
25
Стр.1