А так как у нас самое бесОДИН
В ПОЛЕ НЕ ВОИН?
А. Левинтов
Проблема, обсуждаемая М. Дюверже,
нам либо неведома, либо для
нас несущественна: количество голосов
можно всегда «нарисовать»
самыми разными способами и методами.
Наша проблема – глубокая
брезгливость непонимания между
избирателями и избираемыми, взаимная
брезгливость, доходящая до
судорог и гадливости.
Конечно, политика – не религия.
Церковь должна демонстрировать
народу, которому проповедует ту
или иную религию, образцы нрава и
поведения,
контрастные худшим
чертам данного народа. Так, если
признать, что русские вороваты и
склонны к пьянству, то православие
должно демонстрировать предельную
честность и воздержание, а, если
французы скаредны, то французский
католицизм обязан предъявлять
образцы и чудеса щедрости.
Таким образом задаются вектора
нравственного развития народов.
Политики же должны быть прежде
всего адекватны своему народу: «народ
всегда достоин своего правителя».
Вот этой адекватности у нас и не
наблюдается, как бы политики не декорировались
под народ. Увы, коммуникация
между избирателями и
избираемыми – мнима, она протекает
на языках, один из которых – мним
и потому невнятен слушателям.
Устанавливая 5-ти и так далее
процентный барьер, мы искусственно
искажаем (ясно, зачем и почему)
собственное политическое пространство:
в нашем раздробленном
обществе мелкопартийность гораздо
зеркальнее, чем искусственное наличие
монстра едросов.
В России сложилась опасная своей
предсказуемостью ситуация: Едросам
принадлежит в Госдуме 309
мест из 450. Даже если абстрагироваться
от того медицинского факта,
что эта партия представлена «отцами
страны», «отцами регионов», «отцами
городов» и «отраслевыми отцами»,
что это превратило страну в
паханат,
это напоминает луч прожектора на
лужайке светлячков: ну, стало от
прожектора светлее – но ведь светлячки-то
исчезли! И вместе с ними –
очарование тайны политического
устройства мира. Становится нестерпимо
скучно и уныло, начинает
вспоминаться милый своими эскападами
Жириновский и пикантная
непримиримость Новодворской, монументальная
узкололобость коммунистов
и вкрадчивая интеллигентность
яблочников.
Я думаю, все партии, но особенно
Едроссия, должны обеспокоиться
проблемой 49% и не более. Прожектерская
мечта: принятие закона, согласно
которому ни одна партия не
может иметь более 49% ìåñò, à, если
в ходе голосования набирает
больше, то излишние голоса передаются
аутсайдерам пропорционально
завоеванным местам по возрастающей:
вторая партия должна
получить меньше третьей, третья –
меньше четвертой и так далее.
Больше всех из излишков получит
последняя партия и, может быть, таким
образом попадет в парламент,
где ее присутствие гораздо ценнее,
чем присутствие партии, имеющей
(после отсекания излишков) 49%.
Ведь «большинство –
çëî», как
справедливо утверждал Биант еще в
6 веке до нашей эры.
Книга М. Дюверже написана застановится
очевидным
уничтожение политического пространства,
важнейшей характеристикой
которого является именно
полифония, многофокусность. Все
долго до современной ситуации, более
того, еще в советское время.
Тем поразительней актуальность и
диагностика исследователя: партия
парламентского большинства обязана
быть ответственной и ориентированной
на практические действия,
все остальные обречены на демагогию.
Безумие наших дней заключается
в том, что ныне правящая партия
лидирует именно в демагогии,
как и ранее правящая партия (КПСС)
видела в демагогии центр своих
усилий. Любая, даже фашистская,
демагогия замешана на популизме и
обещании черни (=народу) благ,
главным образом в символической
форме. Я бы вообще определил демагогию
как способ достижения реальных
корыстей путем отката символических
благ: простой вор приА.
Левинтов. Один в поле не воин?
смысленное и далекое от выражения
воли народа правление,
то при нашем управлении
необходимо самое большое напряжение
деятельности для
одурения и развращения народа.
И вот это одурение и развращение
народа, совершающееся
в таких огромных размерах
в России, и не должны
переносить люди, видящие
средства этого одурения и развращения
и последствия его.
УРОКИ НИККОЛО
Государь
Николо Макиавели – светлости
Лоренцо де Медичи
Обыкновенно, желая снискать
милость правителя, люди
посылают ему в дар то, что
имеют самого дорогого или чем
надеются доставить ему наибольшее
удовольствие, а именно:
коней, оружие, парчу, драгоценные
камни и прочие украшения,
достойные величия
государей. Я же, вознамерившись
засвидетельствовать мою
преданность Вашей светлости,
не нашел среди того, чем владею,
ничего более дорогого и
более ценного, нежели познания
мои в том, что касается
деяний великих людей, приобретенные
мною многолетним
опытом в делах настоящих и
непрестанным изучением дел
минувших. Положив много
времени и усердия на обдумывание
того, что я успел узнать,
я заключил свои размышления
в небольшом труде, который
посылаю в дар Вашей светлости.
И хотя я полагаю, что сочинение
это недостойно предстать
перед вами, однако же
верю, что по своей снисходительности
вы удостоите принять
его, зная, что не в моих
силах преподнести вам дар
больший, нежели средство в
кратчайшее время постигнуть
то, что сам я узнавал ценой
многих опасностей и тревог. Я
не заботился здесь ни о красоте
слога, ни о пышности и
звучности слов, ни о каких
внешних украшениях и затеях,
которыми многие любят расцвечивать
и уснащать свои сочинения,
ибо желая, чтобы мой
труд либо остался в безвестности,
либо получил признание
ГУ ¹7’06
13
Н
.
М
а
к
и
а
в
е
лли
Стр.1