Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 615774)
Контекстум

О свободе (66,00 руб.)

0   0
Первый авторМилль
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц11
ID174361
Аннотация«Цель этого эссе – заявить принцип, который должен управлять всеми отношениями общества к личности – независимо от того, используются ли точно установленные законы или моральное принуждение общественного мнения.» Д.Милль
Милль, Д. О свободе : статья / Д. Милль .— Городское управление №9 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2008 .— 11 с. — С.2-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/174361 (дата обращения: 07.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Законов против тирании чиновников недостаточно; нужна защита от тирании господствующих мнений и чувств, от стремления общества навязать свои идеи как правила поведения. <...> Эффект обычая не допускает сомнений в правилах поведения, потому что считается излишним объяснять обычай. <...> Доказывать его необходимость не нужно ни другим, ни ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ себе. <...> Люди верят, что их чувства в данном случае сильнее логики, и доводы ни к чему. <...> Мораль страны исходит из интересов класса, который в данное время на подъеме. <...> Зато когда прежде господствовавший класс теряет свою власть, мораль общества часто преисполняется нетерпеливым отвращением к нему. <...> Цель этого эссе заявить принцип, который должен управлять всеми отношениями общества к личности независимо от того, используются ли точно установленные законы или моральное принуждение общественного мнения. <...> Деспотизм законный метод управлять варварами, если цель благая и действительно достигается. <...> Свобода в принципе неприменима к обществу, предшествующему эпохе, где можно спокойно совершенствоваться путем свободных и равных дискуссий. <...> О свободе ВЫБОР КАЖДОГО RUSNORD Дело о пересчете голосов на выборах мэра Архангельска 25 мая 2008 года на досрочных выборах мэра Архангельска, согласно данным системы ГАС-Выборы, с перевесом в 70 голосов победила Лариса Базанова. <...> Данные по последнему 104 участку скрывались до утра, в горизбиркоме объясняли, что система ГАС-Выборы «дала сбой». <...> Председатель же комиссии Владимир Чуркин в третьем часу ночи 26 мая признался ИА «RUSNORD», что, суммируя данные в том числе последнего протокола, мэром Архангельска стала Л. Базанова <...> Затем в избирком посыпались жалобы от юриста штаба Виктора Павленко Алексея Семенова. <...> Адвокаты Базановой Мансур Бекаров и Татьяна Пигурнова утверждают, что жалобы поданы по надуманным основаниям, более того они не могли послужить поводом для процедуры пересчета голосов. <...> После откровенного фарса с пересчетом, когда в пачках <...>
О_свободе.pdf
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ О СВОБОДЕ Д. Милль 1. Свобода и авторитет Борьба свободы с властью – наиболее заметная черта известной нам истории, особенно в Греции, Риме и Англии. В старое время это был спор подданных и правительства. Под свободой разумелась защита от тирании правителей. Правители (кроме некоторых демократий в Греции) были поставлены в неизбежно антагонистическую позицию по отношению к народу. Власть считалась необходимым, но и весьма опасным оружием, которое можно обратить как против внешнего врага, так и против подданных. Следовательно, нужно ограничить власть правителя над обществом, и это ограничение и есть то, что мыслится под свободой. Ее можно достичь двумя путями. Во-первых, признанием некоторых прав. Во-вторых, установлением конституционных ограничений. Однако приходит время, когда подданные уже не думают, что независимая власть правителей, противоречащая интересам людей, – закон природы. Они предпочитают рассматривать правителей как уполномоченных, которых можно отозвать. Постепенно это новое требование выборной и ограниченной во времени власти становится целью народной партии. Нужно, чтобы правители были из народа, чтобы их интересы и воля совпадали с народными. Правителю, по-настоящему подотчетному, должным образом смещаемому, можно доверить власть. Это будет власть народа, лишь сконцентрированная в форме, удобной для исполнения. Таково мнение, а вернее, чувство, обычное для теперешних либералов в Англии и, видимо, доминирующее на континенте. Демократические республики заняли большую часть планеты, и выборное и ответственное правительство оказалось предметом анализа и критики как реальный факт. Теперь видно, что слова «самоуправление», «власть народа» не выражают подлинной свободы. Народ может захотеть подавить часть своих сограж2 ГУ ¹9’08 дан, и нужно защититься от этого, как от любого злоупотребления властью. Итак, ограничение власти правительства не теряет своего значения и тогда, когда носители власти подотчетны обществу (то есть сильнейшей его части). Сперва тирании большинства опасались (и до сих пор опасаются) главным образом, когда она проявляется в действиях властей. Но мыслящие люди поняли, что общество само по себе тирания, тирания коллектива над отдельными личностями, и возможность угнетать не ограничивается действиями чиновников. Общество вводит свои законы, и, если они неверны или вообще касаются вещей, в которые обществу нечего вмешиваться, возникает тирания куда сильнее любых политических репрессий, и хоть дело не доходит до крайностей, но ускользнуть от наказаний труднее, они проникают в детали жизни гораздо глубже и порабощают саму душу. Законов против тирании чиновников недостаточно; нужна защита от тирании господствующих мнений и чувств, от стремления общества навязать свои идеи как правила поведения. Хотя эту мысль вряд ли оспорят в общем, однако на практике еще не выяснено, как соотносятся индивидуальная независимость и общественный контроль. Значит, нужно установить правила поведения: сначала законы, затем – взгляды на то, что не попадает под их действие. Нет двух поколений, да и двух народов, где бы взгляды на эти правила совпадали, и решения одних поразительны для других. Однако любой народ, любая эпоха не подозревают, что их правила можно оспорить. Они кажутся очевидными и оправданными. Такова общая иллюзия – один из примеров магической силы привычки, которая не только «вторая натура» (по пословице), но и постоянно принимается за первую. Эффект обычая не допускает сомнений в правилах поведения, потому что считается излишним объяснять обычай. Доказывать его необходимость не нужно ни другим, ни ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1