ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ТРАНСПОРТ. О МАРШРУТКАХ
ФОМ1
Маршрутным такси регулярно
пользуются, судя по ответам на соответствующий
закрытый вопрос,
более трети респондентов (36%;
всего пользуются, хотя бы изредка,
45%). По этому показателю данный
вид общественного транспорта уступает
только автобусам (44%). Регулярно
пользуются троллейбусами
14% респондентов, 9% – регулярно
ездят на ìåòðî, 8% – на òðàìâàå,
6% – на ýëåêòðè÷êàõ.1
Чаще всего маршрутками пользуются
жители больших городов (57%
из íèõ) и мегаполисов (43%), реже
всего – жители сел и малых городов
(ïî 24%) и москвичи (27%). Âïðî÷åì,
последнее неудивительно, поскольку
у жителей столицы есть
много возможностей перемещаться
другими видами транспорта – автобусом
регулярно пользуются 56% из
íèõ, метро – 64%, троллейбусами –
21%, электричками – 20%.
Более четверти россиян (28%) заявляют,
что не пользуются регулярно
никаким общественным транспортом
(особенно часто это пожилые люди,
лица с относительно низкими доходами,
а также жители малых городов
и сел). Отметим, что со времени опроса
в феврале 2005 года несколько
сократилась доля тех, кто общественным
транспортом, по их словам,
не пользуются (на 4 п.п.), а доли пассажиров
маршруток и троллейбусов,
íàïðîòèâ, возросли (íà 5–6 ï.ï.).
Пятая часть респондентов (21%, а
среди жителей сел – 47%) живут
там, где нет маршрутных такси, еще
треть (31%) не пользуются èìè. Из
тех, кто живет в местности, где нет
маршруток, более половины (12% по
выборке в целом) считают, что было
бы хорошо, если бы у них появились
такие такси. Чаще прочих об этом
говорят жители сел (29%). Ïîëàãàþò,
что это было бы плохо, совсем немногие
(1%), прочие определенного
мнения не имеют.
Из тех, кто пользуется маршрутками,
примерно каждый пятый дела
1
Опрос 27-28 ñåíòÿáðÿ. 44 субъекта
ÐÔ. 100 населенных ïóíêòîâ. 1500 респондентов.
ФОМ.
Общественный транспорт. О маршрутках
ГУ ¹11’08
87
ет это ежедневно (10% по выборке в
öåëîì, среди молодежи – 15%),
около четверти (12% по âûáîðêå) –
от трех до шести раз в неделю, и
чуть менее этой доли (9%) – одиндва
раза в неделю; треть опрошенных
(15%) ездят на маршрутном такси
от случая к случаю. Соответственно
распределились и затраты на
этот вид транспорта: 11% опрошенных
тратят на маршрутку менее 90
рублей в íåäåëþ, 10% – от 90 до 150
ðóáëåé, 9% – более 150 ðóáëåé.
Большинство респондентов довольны
работой маршрутных такси
(31% по âûáîðêå), не довольны –
11%, или каждый четвертый респондент
из числа тех, кто пользуется
этим видом транспорта. Около трети
пассажиров (16% по выборке в целом)
отмечают положительные изменения
в работе маршруток за последние
годы, немногим меньше половины
(20%) не видят изменений, а
некоторые (5%) отмечают перемены
к худшему.
Большинство из тех, кто пользуется
маршрутными такси, полагают,
что они работают либо лучше, либо
так же (соответственно 21% и 14%
по выборке), как государственный
общественный транспорт. Однако
есть и те, кто считает, что маршрутки
работают хуже последнего (5%).
Мы попросили респондентов объяснить
свою точку зрения (были заданы
соответствующие открытые вопросы).
Сторонники маршрутного
такси чаще всего говорили, что
маршруток больше и они ходят чаще
(14%), что они быстрее ездят (7%), а
кроме того, привлекают комфортом,
отсутствием давки, возможностью
ехать сидя (4%); те æå, кто ñ÷èòàåò,
что маршрутки хуже государственного
транспорта, объясняли свое отношение
прежде всего непрофессионализмом
водителей маршрутных
такси («ñòðàøíî åçäèòü» – 2%),
отсутствием четкого графика работы,
теснотой салона (ïî 1%).
Марина Иванова
Стр.1