ГРАДОУСТРОЙСТВО
МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗМОЖНОСТИ
РЕАБИЛИТАЦИИ* <...> 7. О предложениях по
переселению жителей ряда
монопрофильных городов
Одним из принципиальных вопросов, определяющих судьбу ряда монопрофильных городов, является
предложение о переселении их жителей, что реально означает прекращение существования таких населенных пунктов. <...> Выше мы отмечали, что подобное решение нельзя
принимать только исходя из оценки
возможностей развития градообразующего предприятия. <...> При рассмотрении вопроса о переселении людей из «неперспективных» городов необходимо рассматривать следующие основные аспекты: *
– степень обоснованности критериев и конкретного перечня городов,
жители которых подлежат переселению;
– позицию населения, представленную индивидуальными или семейными мнениями (по данным социологов, в России готовы менять
местожительство порядка 2% населения, для сравнения, в США готовы
к переездам 20% жителей);
– возможности мест вселения к
приему мигрантов (обеспечение жилым фондом, объектами соцкультбыта, рабочими местами с учетом
профессиональной подготовки мигрантов и специализации предоставляемых рабочих мест); <...> Начало см. в ¹6,
7, 8-2010.
– оценка новой для мигрантов
среды жизнедеятельности и возможности адаптации к социальным,
этническим и иным особенностям
мест вселения;
– объем финансовых затрат. <...> Нельзя исключить, что в местах
размещения мигрантов может возникнуть напряженная социальная ситуация, связанная с первоочередным обеспечением новых жителей
жильем и отсрочкой решения жилищных проблем для «коренных» жителей. <...> Не останавливаясь на рассмотрении приведенных выше аспектов,
приведем укрупненный расчет затрат на переселение и обустройство
жителей 20 городов, сообщенных
прессой (перечень «кандидатов» на
закрытие не сообщается). <...> Исходные позиции: средняя численность населения города принята
20 тыс. жителей; необходимая средняя обеспеченность <...>
Монопрофильные_города_в_условиях_кризиса_состояние,_проблемы,_возможности_реабилитации.pdf
ГРАДОУСТРОЙСТВО
МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗМОЖНОСТИ
РЕАБИЛИТАЦИИ*
В. Любовный
7. О предложениях по
переселению жителей ряда
монопрофильных городов
Одним из принципиальных вопросов,
определяющих судьбу ряда монопрофильных
городов, является
предложение о переселении их жителей,
что реально означает прекращение
существования таких населенных
пунктов. Выше мы отмечали,
что подобное решение нельзя
принимать только исходя из оценки
возможностей развития градообразующего
предприятия.
При рассмотрении вопроса о переселении
людей из «неперспективных»
городов необходимо рассматривать
следующие основные аспекты:
*
– степень обоснованности критериев
и конкретного перечня городов,
жители которых подлежат переселению;
–
позицию населения, представленную
индивидуальными или семейными
мнениями (по данным социологов,
в России готовы менять
местожительство порядка 2% населения,
для сравнения, в США готовы
к переездам 20% жителей);
– возможности мест вселения к
приему мигрантов (обеспечение жилым
фондом, объектами соцкультбыта,
рабочими местами с учетом
профессиональной подготовки мигрантов
и специализации предоставляемых
рабочих мест);
* По предложению автора «Городское
управление» публикует фрагменты его
монографии: В. Я. Любовный. Монопрофильные
города в условиях кризиса: состояние,
проблемы, возможности реабилитации.
– М., ЗАО «Дортранспечать»,
2009, 110 с. Окончание. Начало см. в ¹6,
7, 8-2010.
– оценка новой для мигрантов
среды жизнедеятельности и возможности
адаптации к социальным,
этническим и иным особенностям
мест вселения;
– объем финансовых затрат.
Нельзя исключить, что в местах
размещения мигрантов может возникнуть
напряженная социальная ситуация,
связанная с первоочередным
обеспечением новых жителей
жильем и отсрочкой решения жилищных
проблем для «коренных» жителей.
Не
останавливаясь на рассмотрении
приведенных выше аспектов,
приведем укрупненный расчет затрат
на переселение и обустройство
жителей 20 городов, сообщенных
прессой (перечень «кандидатов» на
закрытие не сообщается).
Исходные позиции: средняя численность
населения города принята
20 тыс. жителей; необходимая средняя
обеспеченность жилым фондом
– 18 кв. м на человека; стоимость
1 кв. м – 30 тыс. рублей (Минрегион
утвердил на 1 полугодие
2009 г. среднюю стоимость 1 кв. м
по стране – 27,5 тыс. руб.). Затраты
на строительство жилого фонда для
400 тыс. переселенцев составят 216
млрд рублей. Кроме затрат на жилье,
надо учесть расходы на социальную
и инженерную инфраструктуру,
приобретение и обустройство
земельных участков, а также на создание
дополнительных рабочих мест
(стоимость одного рабочего места в
зависимости от сферы деятельности
колеблется от нескольких десятков
до многих сотен тысяч рублей).
В общей сложности затраты составят
порядка 500-600 млрд рублей.
Для сравнения: проектом бюджета
на 2010 г. затраты на моноВ.
Любовный. Монопрофильные города в условиях кризиса…
ГУ ¹9’10
45
Стр.1