В. И. Максимов
Рождение трагической формы из духа мистерии. <...> Прежде чем напомнить, в чем Кьеркегор
видит существенные отличия трагедии современной от античной, обратим внимание на
то, что для датского философа нет принципиального различия между «трагедией» и «трагическим», а нас будет интересовать прежде
всего то, что относится непосредственно к
жанру трагедии, теории трагедии, т. е. к трагической форме, а не философской категории. <...> Кьеркегор утверждает, что современная
трагедия переносит акцент на индивида и его
характер, в то время как у героя античной трагедии нет «достаточной субъективной рефлексии». <...> Отсюда неутешительный вывод для современной трагедии: «Когда трагедия нашего
времени стремится передать все, что есть великого в судьбе индивидуальности и субъективности, она, несомненно, просто исходит из
ошибочного представления о сущности
трагического»5. <...> У Кьеркегора нет задачи показать невозможность современной трагедии и провозгласить исчезновение жанра, предвосхитив Ницше. <...> 3
Театрон [2•2009]
Но утрату трагической природы, отказывающейся от рода, тотальности, вселенскости
в угоду характеру и индивиду, философ показывает предельно четко. <...> Здесь уже очевидно разочарование в «современной трагедии», выражающей себя в реплике, а не в перипетии. <...> Но и о мимесисе как
5
Театрон [2•2009]
таковом Аристотель ничего не говорит, только
о различиях в подражании. <...> »26 Итак, мистерия обладает тем же дионисийским началом,
что и трагедия, ей присуща аполлоновская об-
разность и стремление к разрушению индивидуализации. <...> Но,
учитывая принципиальные отличия, мы можем
уточнить, что речь идет не только о жанре трагедии, но шире — о трагической форме. <...> Если трагедия является не единственной возможной
формой театра, мы должны обнаружить общие
элементы театра в такой развитой форме, как
мистерия. <...> 7
Театрон [2•2009]
Так как результатом трагедии является
катарсис, логично предположить, что подобный
результат достигался <...> 
								
							
							
								
								
									
										Театрон_№2_2009.pdf
										
                                            
                                            		
								                        
театрон
q=…*2-o2!K3!“*= %“3=!“2"……= 
=*=, 2=2!=…%% ,“*3““2"= 
m=3…/L ==…=. 
2009 1 2(4) 
b/.%,2 "= !=ƒ= " % 
p=*,%……= *%-, 
, }*“C!2…/L “%"2: 
a=!K%L ~. l. 
(C!“=2 }*“C!2…%% “%"2=) 
a=!“%"= k. c. 
a%=…%" h. `. 
c=…" b. m. 
j,2,… q. q. 
j!=“%"“*,L ~. l. 
j3, `. o. (="…/L !=*2%!) 
Максимов В. И. 
l%%%"= l. l. 
Š,2%"= c. b. 
0,K=%"= q. h. 
(%2"2“2"……/L “*!2=!) 
)C3!%" `. `. 
x%! ~. l. 
`!“ !=*,,: 
191028, C=…*2-o2!K3!, 
l%.%"= 3., % 34 
E-mail: teatron@tart.spb.ru 
p=*2%! e. b. l,……*% 
}“*,ƒ %K%›*,, =*2 
, *%C2!…= "!“2*= 
`. l. h“=" 
o!, C!C=2* ““/*= 
…= ›3!…= %K ƒ=2…=. 
ISSN 19987099 
I q=…*2-o2!K3!“*= 
%“3=!“2"……= =*=, 
2=2!=…%% ,“*3““2"=, 2009 
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Теория и методология 
Максимов В. И. Рождение трагической формы из духа мистерии. 
Актуальность трагедии ..........................................................................................................3 
Историческая перспектива 
Лапкина Г. А. Н. М. Карамзин и сценическое искусство его времени .................16 
Театр и драматургия 
Некрасова И. А. Джордж Бьюкенен и его библейские трагедии ............................21 
Пригожина Л. Г. Театральные приключения Гогенштауфена 
(Акимов и Шварц на путях мюзик-холла) ...................................................................31 
Рыбас Е. А. В поисках новой условности: 
советская драматургия в телетеатре Анатолия Эфроса ...........................................46 
Соколова Е. В. Метатеатр Т. Стоппарда. 
Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ..............................................................60 
История спектакля 
Самохина А. А. «Тридцать лет, или Жизнь игрока» на русской сцене 
и в русской критике первой половины XIX века ........................................................70 
Зеркало сцены 
Овсянникова И. Н. Алексей Девотченко: 
актерские данные — сценические функции — амплуа ..............................................80 
Тацки А. Ю. Режиссерский метод Льва Эренбурга 
и труппа Небольшого драматического театра .............................................................90 
Кино/театр 
Матвиенко К. Н. Кинофикация в современном театре: экран и документ ..... 102 
Виды театра 
Фаттахутдинова М. С. Музыка в кукольном спектакле: 
поиск специфики ................................................................................................................. 112 
Просцениум 
Шор Ю. М. Метафизика театра и феномен актера .................................................. 122 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Авторы номера
Лапкина Галина Алексеевна —
доктор искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Максимов Вадим Игоревич —
доктор искусствоведения, заведующий кафедрой зарубежного искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Матвиенко Кристина Николаевна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Некрасова Инна Анатольевна —
кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежного искусства СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Овсянникова Ирина Николаевна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Пригожина Лариса Георгиевна —
кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского театра СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
Рыбас Екатерина Александровна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Самохина Алла Александровна —
старший преподаватель кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Соколова Елена Витальевна —
аспирантка сектора театра Российского института истории искусств.
Тацки Алиса Юрьевна —
аспирантка кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства.
Фаттахутдинова Майя Спартаковна —
музыковед, заведующая отделом прозы литературного журнала «Бельские просторы»
(Уфа).
Шор Юрий Матвеевич —
доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории СанктПетербургской
государственной академии театрального искусства.
								                        
									                        Стр.127