Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611269)
Контекстум

Синтаксис простого предложения в школе и вузе (110,00 руб.)

0   0
АвторыИльина Татьяна Вячеславовна, Сидорова Елена Владимировна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц33
ID236066
АннотацияДанное учебно-методическое пособие содержит максимально полное освещение проблем, возникающих у студентов-филологов при работе с простым предложением. Повторение структурно-семантического подхода к предложению, освоенного учащимися в школе, дополнено исчерпывающими данными по семантико-функциональному подходу. Принципиальным является четкое разграничение предложения и высказывания, что нашло отражение в порядке синтаксического разбора. В пособии подробно представлен план разбора синтаксических конструкций с конструктивной и коммуникативной точек зрения.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3–4 курсов дневного и вечернего отделений.
Синтаксис простого предложения в школе и вузе / Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 33 с. — 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236066 (дата обращения: 12.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Учебно-методическое пособие Составители: Т. В. Ильина, Е. В. Сидорова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 8 декабря 2011 г., протокол № 3 Рецензент канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры общего языкознания филологического факультета Воронежского государственного университета М. Я. Розенфельд Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Повторение структурно-семантического подхода к предложению, освоенного учащимися в школе, дополнено исчерпывающими данными по семантико-функциональному подходу. <...> Принципиальным является четкое разграничение предложения и высказывания, что нашло отражение в порядке синтаксического разбора. <...> ЧАСТЬ I ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ Предложение – законченная в смысловом и интонационном отношении единица, способная к выражению и сообщению мыслей. <...> В школьной грамматике предложение характеризуется с точки зрения цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраски (восклицательное/невосклицательное), количества и состава грамматических основ, полноты/неполноты предложения, наличия второстепенных и осложняющих членов. <...> Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения, среди которых выделяют главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение и обстоятельство). <...> Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их другие второстепенные члены <...>
Синтаксис_простого_предложения_в_школе_и_вузе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Учебно-методическое пособие Составители: Т. В. Ильина, Е. В. Сидорова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие содержит максимально полное освещение проблем, возникающих у студентов-филологов при работе с простым предложением. Повторение структурно-семантического подхода к предложению, освоенного учащимися в школе, дополнено исчерпывающими данными по семантико-функциональному подходу. Принципиальным является четкое разграничение предложения и высказывания, что нашло отражение в порядке синтаксического разбора. В пособии подробно представлен план разбора синтаксических конструкций с конструктивной и коммуникативной точек зрения. ЧАСТЬ I ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ Предложение – законченная в смысловом и интонационном отношении единица, способная к выражению и сообщению мыслей. В школьной грамматике предложение характеризуется с точки зрения цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраски (восклицательное/невосклицательное), количества и состава грамматических основ, полноты/неполноты предложения, наличия второстепенных и осложняющих членов. Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения, среди которых выделяют главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение и обстоятельство). Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их другие второстепенные члены. Главные члены предложения образуют его грамматическую основу (предикативный центр). Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным; предложение, имеющее один главный член, – односоставным. Несколько грамматических основ свидетельствуют том, что это сложное предложение. Простое предложение – это предложение, в котором один предикативный центр. В состав предикативного центра могут входить два главных члена (подлежащее и сказуемое) или только один главный член. В соответствии с этим признаком выделяются двусоставные и односоставные предложения: Ярко светят звезды. Становится светло. Двусоставные предложения Главные члены предложения Традиционно в школе подлежащее определяют как главный член двусоставного предложения, который называет то, о чем говорится в пред3
Стр.3
3) глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия: любить, ненавидеть, бояться и др. (Я люблю читать книги); 4) краткие прилагательные с модальным значением (прошедшее и будущее время помогают выразить формы глагола быть): рад, горазд, должен, намерен, обязан, способен, готов, должен (Я рад буду с вами встретиться); 5) глагольно-именные сочетания с модальным значением: изъявить желание, иметь намерение, иметь право и др. (Ты не имеешь права настаивать). СГС может быть осложненным, если в его состав входит два инфинитива: Он хотел начать работать. Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные: 1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида: Я завтра буду читать книгу; 2) сочетанием ПГС с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Он просил ее перезвонить; 3) сочетанием ПГС, которое выражено глаголом движения, с инфинитивом, являющимся обстоятельством цели: Я пришел вас предупредить. Составное именное сказуемое (СИС) состоит из связки и именной части. Глагольные связки бывают трех видов: 1) чистая (отвлеченная, незнаменательная): быть, есть, суть (Дом был деревянный); в настоящем времени связка обычно отсутствует, поэтому говорят о СИС с нулевой связкой (Дом на горе); 2) полузнаменательная (полуотвлеченная): стать, становиться, явиться/являться, казаться/оказаться, делаться/сделаться, называться, бывать, представиться/представляться, остаться/оставаться, считаться и др. (Она казалась усталой); полузнаменательные связки, выражающие грамматическое значение, дополняют лексическое значение именной и без нее не употребляются; 3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др. (Она пришла уставшая). Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими способами: 1) существительное в падежной форме, чаще всего в форме именительного или творительного падежей: Она учительница; Она была учительницей; Платье в клеточку; Сестра в Москве); 2) прилагательное в полной и краткой форме, а также в форме сравнительной или превосходной степени: Она веселая; Она всегда весела; Небо становилось светлее; Он выше всех в классе; 3) причастие: Его душа для всех открыта; Письмо не было распечатанным; 4) местоимение: Эта книга моя; 5) числительное: Пятью пять – двадцать пять; 6) наречие: Разговор будет начистоту; 7) инфинитив: Жить – значит любить; 8) фразеологизм: Он был притчей во языцех; 9) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание: Мальчик был лет пяти. 6
Стр.6
Составное именное сказуемое может быть осложненным за счет введения в него модального или вспомогательного фазисного глагола: Шаги его перестали быть слышны (в некоторых учебниках такие формы осложненных сказуемых причисляют к смешанному типу составного сказуемого). Односоставные предложения В состав предикативного центра может входить только один главный член, тогда в соответствии с этим признаком выделяют односоставные предложения: Стало холодно. Зима. Следует обратить внимание, что односоставность не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличия одного из главных членов достаточно для понимания смысла предложения. Классификация односоставных предложений основывается на формальных показателях главных членов. В программе школьного синтаксиса выделяют следующие типы односоставных предложений: определенноличные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, назывные и безличные. Определенно-личные – это предложения, которые обозначают действие определенного лица. Главный член в них выражается: 1) глаголом 1 и 2 лица единственного или множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: Люблю грозу в начале мая; 2) глаголом 2 лица повелительного наклонения: Держись за шею!; 3) сочетанием фазисного или модального глагола с инфинитивом: Могу чай принести; 4) сочетанием бытийного глагола или модальных слов и существительного, прилагательного, местоимения, наречия или числительного: Будьте людьми!; Не могу без тебя! 5) сочетанием бытийного глагола и прилагательного или причастия: Вам будем очень рады. Предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в прошедшем времени единственного числа или условном наклонении считаются двусоставными неполными: Вчера ходил в школу. Форма сказуемого не указывает на производителя действия, информация о субъекте действия извлекается из предшествующего контекста, что и является показателем неполноты предложения или его части: Я бы тебе помог, если бы знал как. Такие же рассуждения применимы и к случаям, когда сказуемое выражено формой 3 лица единственного числа настоящего/простого будущего времени: По утрам у нас [он / она] пьет кофе – предложение двусоставное неполное. Причина появления определенно-личных предложений – действие закона языковой экономии, который устраняет избыточность информации. Сравните: Наша Маша громко плакала (род в предложении выражен трижды); Я пойду в лес (лицо названо дважды – «я» + окончание глагола). В таких условиях появляется возможность редукции местоимения, а функцию, 7
Стр.7
выполняемую подлежащим, берет на себя окончание глагола. При этом позиция подлежащего в предложении сохранена полностью. Неопределенно-личные предложения – это предложения, которые обозначают действия неопределенного или необозначенного числа лиц: В дверь постучали; По радио передавали последние известия. Главный член неопределенно-личных предложений выражается: 1) глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени: Звонили тебе; 2) глаголом в форме множественного числа прошедшего времени: Перед ним расступались; 3) сочетанием фазисного или модального глагола и инфинитива: Начинают поговаривать о его странном отсутствии; 4) сочетанием бытийного глагола и прилагательного или причастия: Вам будут очень рады. Производитель действия в этих предложениях подразумевается, но он или неизвестен говорящему: За перегородкой пошептались и замолкли (Л. Толстой), или по какой-то причине не назван, поскольку упоминание о деятеле говорящий считает избыточным: Приказ уже приняли; или информацию можно вычитать из словоформ с локальным или посессивным значением: В группе почему-то не здороваются; или говорящий намеренно умалчивает о себе в силу очевидности деятеля (в том числе и самого себя): Мне сделали предложение; Ему отвечали взаимностью; Ему говорят (= я говорю); в этом случае высказывание приобретает категоричность. Обобщенно-личные предложения – это формально обобщенные предложения, которые обозначают действие обобщенного лица, то есть субъектом действия в таких предложениях может быть любой человек. Главный член обобщенно-личных предложений может быть выражен: 1) глаголом в форме 1-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения: В чужом глазу сучок видим, в своем бревна не замечаем; 2) глаголом в форме 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: Без беды друга не узнаешь; 3) глаголом в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения: Добро на худо не меняют; 4) глаголом в форме повелительного наклонения: Век живи, век учись. Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, обобщений, поэтому они широко представлены в народных пословицах. Предложения данного типа распространены и в описаниях, когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного в данной ситуации протекания действия или проявления состояния: Пожалуешься на чей-нибудь безобразный поступок, возмутишься, осудишь, а он махнет на тебя рукой (первая часть данного сложного предложения имеет обобщенное значение). 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически