Не случайно одновре менно с появлением компьютеров в середине ХХ в. стал разви ваться целый ряд направлений, синтезировавших в себе разные дисциплины, например математическая лингвистика, когнитив ная наука (немного позже — когнитивная лингвистика). <...> Теорети ческие перевороты и методологический мятеж в лингвистике ХХ века // Вопр. языкознания. <...> Такие глубоко укоренившиеся привычные поло жения имеются и в исследующих язык науках, в частности в линг вистике. <...> Однако традиция исследования «языка в празд ности» имеет очень длинную предысторию, именно она в значи тельной степени предопределила то концептуальное простран ство, которое традиционно принято использовать при обсужде нии языка. <...> Эта убежденность, в свою очередь, восходила к ар хаическому, мифологическому мышлению, для которого «имя не раздельно связано с вещью, является носителем ее свойств, маги ческим заместителем»2 . <...> Приверженцы первого мнения именовались аналогистами, приверженцы второго — аномалистами. <...> Лагерь аномалистов возглавлял стоик Кратет из Малла (II в. до н.э.), ла герь аналогистов — Аристарх Самофракийский (ок. <...> Вместе с тем античные логики, занимавшиеся исследованием логического устройства текстов и анализом парадоксов, внесли ог ромный вклад в развитие семантики и прагматики. <...> Возможно, традиция не связывать эти результаты античных логиков со становлением лингвистики, точнее двух ее разделов — семантики и прагматики, объясняется тем, что эти разделы языко знания оформились значительно позже, чем грамматика, — лишь во второй половине XIX в. <...> Термин «прагма тика» появился также в конце XIX в., его использовал один из осно воположников семиотики логик и философ Ч.С. Пирс. <...> Язык начинает осознаваться не просто как средство создания словес ных отчетов о реально имевшихся фактах, но и как средство обсуж дения ситуаций, никогда не существовавших, придуманных, пред ставленных только своим словесным <...> 
								
							
							
								
								
									
										Язык_с_позиций_философии,_психологии,_математики__(2).pdf
										
                                            
                                            		
								                        
УДК 81’23’32:1(075.8)
ББК 81.2я73
Т41
Р е ц е н з е н т:
д-р филол. наук, проф. Н.А. Лукьянова
Т41
Тимофеева М.К.
Язык с позиций философии, психологии, математики: учеб.
пособие / М.К. Тимофеева. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2025. — 175 с. — ISBN 978-5-9765-0774-6. — Текст : электронный.
Учебное пособие содержит базовые сведения, необходимые для
междисциплинарных исследований языка, проводимых на стыке
лингвистики с философией, психологией, математикой. Рассматривается
вклад философии, психологии, математики в познание природы языка,
специфика их целей и интересов, особенности терминологии.
Предназначено для студентовфилологов, а также для тех, кто
интересуется проблемами междисциплинарных исследований языка.
УДК 81’23’32:1(075.8)
ББК 81.2я73
ISBN 9785976507746
© Тимофеева М.К., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение . ........................................................................................................ 5 
2. Язык с позиции философии .......................................................................... 10 
2.1. ПАРАДОКСЫ ..................................................................................... 12 
2.1.1. Нечеткие понятия . .................................................................. 17 
2.1.2. Неполнота знания ................................................................... 20 
2.1.3. Самоотрицание . ...................................................................... 21 
2.1.4. Невозможность референции . ................................................. 25 
2.1.5. Парадоксы и язык повседневного общения . ......................... 28 
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА И СМЫСЛ ТЕКСТА . ............................. 31 
2.2.1. Язык — номенклатура идей . ................................................... 35 
2.2.2. Язык — система ....................................................................... 36 
2.2.3. Язык — последовательность выражений ................................ 40 
2.2.4. «Лингвистический солипсизм» . ............................................. 51 
2.3. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК .............................................................. 54 
2.4. ЯЗЫК И РЕАЛЬНОСТЬ .................................................................... 63 
3. Язык с позиции психологии .......................................................................... 74 
3.1. ПСИХОЛОГИЯ + ЛИНГВИСТИКА → ПСИХОЛИНГВИСТИКА 
............................................................................................................... 74 
3.1.1. Ассоцианистское направление . .............................................. 77 
3.1.2. Трансформационистское направление .................................. 82 
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ 
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................... 88 
3.2.1. Детская речь . ........................................................................... 89 
3.2.2. Патология речи . ...................................................................... 94 
4. Язык с позиции математики .......................................................................... 99 
4.1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА ....................................... 100 
4.1.1. Немного об истории . ............................................................ 104 
3 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
4.1.2. Функциональные модели языка .......................................... 108
4.1.3. О некоторых терминах и догмах ......................................... 114
4.1.4. Поиски универсальности в языке ........................................ 125
4.1.5. Функциональное моделирование как создание
новых языков ....................................................................... 132
4.1.6. Синтаксические структуры ................................................. 135
4.2. ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО ОПИСАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА .............................................................. 151
4.3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ................................................... 165
5. Заключение .............................................................................................. 169
Рекомендуемая литература .......................................................................... 172
4
								                        
									                        Стр.4