Н.Д. Никандров, Российская академия образования Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия* 10 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ Обсуждая проблему взаимодействия светского образования и духовного просвещения, сот руд ничества церкви и государства, мы должны признать дату 21 июля 2009 года в полном смысле слова исторической. <...> Но именно в тот день впервые во всей российской истории, причем не только истории Нового времени, в символичном для нашей Родины месте – Московском Кремле – Президент Российской Федерации Д.А. <...> Медведев и высшие представители традиционных для России религий, прежде всего Предстоятель Рус ской православной церкви, собрались для об суж дения первостепенной важности вопроса. <...> Да, очень важно, что во многих регионах страны в экспериментальном порядке в школах вводится курс основ религиозных культур и светской этики. <...> Да, очень важно, что теперь на самом высоком уровне принято решение, реально облегчающее верующим военнослужащим удовлетворение своих религиозных потребностей. <...> Но выступления участников встречи показывают, что, по сути, обсуждалась гораздо более масштабная тема: каким и светское государство, и верующие предс тавляют себе нравственное развитие российского гражданина. <...> Ведь некий мозговой центр или мыслитель может лишь довести такую идею до удачной, иногда афористической формулировки. <...> Подвергаясь критике и тогда, и позднее, она все же сыграла свою роль в укреплении российского национального духа. <...> И в наше время мы медленно и трудно приближаемся к пониманию *Доклад автора на ХVIII Рождественских образовательных чтениях. того, какие мы сейчас, какими мы хотим быть, что для нас важно. <...> Мы поняли и записали это в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), что русскому православию принадлежит «особая роль… в истории России, в становлении ее духовности и культуры», подчеркивая уважение и к другим религиям, составляющим <...>