Истоки и компоненты этнического самосознания 169 трии креативного содержания, такие как архитектура, дизайн, кино и музыка. <...> Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок, что позволяет нашему ментальному оптимистическому началу надеяться на развитие и процветание креативных городов и креативных людей в России. <...> Статья поступила в редакцию 25.05.2012 г. УДК 316.347 + 316.323 Е. В. Головнева ИСТОКИ И КОМПОНЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА Статья посвящена актуальной проблеме структурирования этнического самосознания. <...> На основе социально-психологического подхода дается характеристика компонентов и истоков этнического самосознания, определяется смысл понятия «этническое бессознательное». <...> К настоящему времени в отечественной культурологической и философской литературе сложились определенные представления о структуре этнического самосознания. <...> Часть предлагаемых в ней классификаций самосознания этноса ГОЛОВНЕВА Елена Валентиновна кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и дизайна Института фундаментального образования Уральского федерального университета (е-mail: golovneva.elena@gmail.com). <...> © Головнева Е. В., 2012 170 КУЛЬТУРА очевидным образом тяготеет к структурированию этнического самосознания, принятому в этнографии. <...> XX в. традиционно было принято считать осознание своей этнической принадлежности, «представления об общности территории, языка, отличительных особенностях культуры и психики, представления об общности происхождения и исторических судеб входящих в него членов» [2, 25]. <...> Данный способ выделения компонентов в структуре этнического самосознания вызывает возражения в среде самих этнологических исследований. <...> Указывается, в частности, на то, что подобные классификации не могут быть признаны более или менее универсальными, поскольку выделяемые компоненты не являются <...>