Коновалова САКРАЛЬНОЕ В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ ДЗЕН* Статья посвящена уяснению специфики иерофании (проявления сакрального) в эстетических практиках дзен. <...> Дается анализ особенностей формирования сакрального пространства и сакральной среды в ходе практик создания живописного свитка и чайного действа. <...> Дзенские практики лежат в основе многих восточных искусств, а принципы учения пронизывают как традиционную, так и современную культуру. <...> Прояснение специфики сакрального и опыта его переживания в эстетических буддийских практиках теоретически значимый момент, позволяющий заострить внимание на средствах достижения просветления, на том инструментарии, который в принципе доступен обычному человеку. <...> Современное увлечение японской культурой и специфическими японскими, в основе своей буддийскими, искусствами свидетельствует о значимости эстетического опыта, обретаемого в ходе дзенских практик, позволяет расширить наши представления об особенностях и потенциале буддийской культуры в целом и японской в частности. <...> СУБАНГУЛОВА Наталья Ахуновна ассистент кафедры философии Института фундаментального образования Уральского федерального университета (е-mail: polzetulitka@mail.ru). <...> КОНОВАЛОВА Надежда Петровна кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Института фундаментального образования Уральского федерального университета (е-mail: n.p.konovalova@ustu.ru). <...> Среди них искусство японской чайной церемонии, искусство создания живописного свитка, искусство стрельбы из лука, искусство владения мечом и др. <...> Практики школы дзен можно условно разделить на два вида: «внутренние», когда работа с сознанием ведется за счет концентрации и самоконтроля, основные средства здесь возможности самого адепта; «внешние», когда адепт достигает необходимого внутреннего состояния за счет взаимодействия с окружающими его объектами и предметами. <...> Японское чайное действо и акт создания живописного <...>