Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620151)
Контекстум
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки  / №1 2013

Специфика культурной модели сновидений в бурятской буддийской культуре (90,00 руб.)

0   0
Первый авторРабинович
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц12
ID260387
АннотацияПриведены результаты полевых исследований бурятской буддийской культуры сновидений. Анализируется ее связь с единой северобуддийской культурой сна и сновидений, а также влияние центральноазиатского шаманизма.
УДК008.001
ББК71.0
Рабинович, Е.И. Специфика культурной модели сновидений в бурятской буддийской культуре / Е.И. Рабинович // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2013 .— №1 .— С. 79-90 .— URL: https://rucont.ru/efd/260387 (дата обращения: 21.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Культурная модель сновидений у бурят 79 Эко У. <...> Статья поступила в редакцию 14.01.2013 г. УДК 159.963.322:243.4 + 159.963.38:243.4 + 398.3(=512.31) Е. И. Рабинович СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ СНОВИДЕНИЙ В БУРЯТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Исследуются происхождение, развитие и современное состояние бурятской буддийской традиции отношения к сновидениям. <...> Выявляются специфические и общие характеристики локальной бурятской буддийской субтрадиции в рамках единой северобуддийской культурной модели сна и сновидения, в которой тибетская форма буддизма является главным структурообразующим элементом. <...> Ключевые слова: сон; сновидения; культурная модель сновидений; традиционная культура бурят; тибетский буддизм; шаманизм. <...> Вера в сакральный характер сновидений не приходит к монгольским народам с буддизмом. <...> В добуддийских религиозных представлениях бурят, как в родовых культах, так и в шаманской идеологии, сновидениям, по всей видимости, придавалось достаточно большое значение. <...> К такому выводу позволяют прийти этнографические материалы, фиксирующие, начиная с XIX в. и до современности культ сновидений в религиозных представлениях бурят вне связи с буддизмом. <...> М. Н. Хангалов писал, что одним из основных классов духов являются «души покойных шаманов и шаманок, кузнецов, онгоны и вообще те, которым присваивается название “заянов”. <...> Кроме этих духов-заянов, у бурят есть духи…называемые…“бохолдой” — это духи простых умерших бурят» [Хангалов 1894, с. <...> Вероятно, впоследствии известные либо опасные покойники превращались в локальных духов, к которым обращались с просьбой или старались задобрить путем совершения обрядов и подношений на их могилах-обо [см. <...> Северные земли, лежащие за рекой Леной, в традиционных представлениях западных бурят являлись «страной сновидений», одновременно это «край земли, мир мертвых, где властвует Эрлик-хан» [Пространство, с. <...> Для забайкальских бурят, исповедующих буддизм, в пространство иного мира включается и территория <...>