Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620311)
Контекстум
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки  / №1 2013

Кирилло-мефодиевское наследие и русский культурный код (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАлексеев
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц5
ID260397
АннотацияОсвещается вклад Кирилла и Мефодия в русскую культуру в целом и в развитие славянской письменности.
УДК811.16
ББК81.2
Алексеев, А.А. Кирилло-мефодиевское наследие и русский культурный код / А.А. Алексеев // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки .— 2013 .— №1 .— С. 197-201 .— URL: https://rucont.ru/efd/260397 (дата обращения: 23.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЮБИЛЕЙ КИРИЛЛИЧЕСКОЙ АЗБУКИ УДК 811.16’02 + 81’16 + 008 + 930.85 + 003.349 КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ И РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД Рассматриваются ведущие черты русской культуры, обусловленные христианско-просветительской деятельностью создателей славянской письменности; показано, каким образом духовное и культурное наследие Кирилла и Мефодия вводило русских в сферу византийского христианства. <...> Ключевые слова: славянская азбука; Кирилл и Мефодий; культурный код; православная цивилизация. <...> Первая и важнейшая заслуга святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия перед русской культурой состоит в том, что они принесли славянам христианскую веру в ее византийском варианте и благодаря им судьба России навсегда оказалась связана с православием. <...> Степень связанности судьбы русского человека с православием когда-то определил Ф. М. Достоевский. <...> От лица своих героев в романе «Бесы» он признавался, что русский человек, теряя веру предков, т. е. православие, перестает быть и русским: «Неправославный не может быть русским» [Достоевский, т. <...> Он утверждал, что «русскость» как национально-культурный феномен в качестве основополагающего и главного компонента обязательно включает в себя п равославность. <...> Объясняя свою позицию, он указывал, что в основе культуры любого народа изначально лежит конкретный религиозный культ, и без наличия такого культа, без религии в истории человечества ни у одного народа не складывались ни государственность, ни культура. <...> Не случайно, как свидетельствует структура Домостроя (XVI в.), религиозные принципы и нормы стояли у них на первом месте — как самые важные и краеугольные, за ними же следовали © Алексеев А. А., 2013 А. А. Алексеев 198 ЮБИЛЕЙ КИРИЛЛИЧЕСКОЙ АЗБУКИ государственные (национальные) и только после них частные (или семейные) принципы общежития. <...> Предпринятая Россией в ХХ в. попытка отказа от духовно-религиозных национальных скреп привела к самому широкому распространению смердяковщины <...>