Вот уже одиннадцать с половиной веков существует кириллица, но споры о ней не умолкают, и каждый из спорящих по-своему решает постоянно возникающие дилеммы. <...> Характерно, что споры эти ведутся не только специалистами, ведь редко кто может остаться равнодушным к судьбе Буквы, без которой нет Книги, нет культуры, нет связи прошлого и настоящего. <...> Интернет насыщен не только информацией об острых проблемах языковой графики, но и субъективными оценками как кириллической системы в целом, так и созданных на ее основе алфавитов и отдельных их фрагментов. <...> Естественно представить себе кириллицу как исходную азбуку, основанную на греческом алфавите и поэтому достаточно легко прочитываемую не только славянами, но и греками, предназначенную нести славянским народам ортодоксальное слово Божье, а глаголицу как нарочито зашифрованную тайнопись, скрывающую это слово от врагов. <...> Не менее естественно видеть в глаголице первый опыт славянского письма, авторски оригинальный, с вполне понятной установкой на неповторимость (ведь и сам графический принцип неповторим: чего стоят йотированные буквы, так изящно-экономно решающие проблему обозначения мягкости согласных!), а вкириллице уже впоследствии осознанное единство православных культур, диктующее явное сходство начертаний букв и их звукового содержания. <...> Конечно, кириллица могла быть создана в Болгарии учениками Кирилла и Мефодия, среди которых чаще всего упоминается в этой связи Климент Охридский (ок. <...> Опираясь на созданный учителем алфавит, заимствуя основной принцип построения из глаголицы, они изобретали новые буквы. <...> Но проблема приоритета стоит в истории славянской письменности гораздо шире. <...> Упоминание вскользь о «чертах и резах», коими пользовались славяне до изобретения кириллицы, принадлежащее черноризцу Храбру, повлекло за собой неустанные поиски дохристианских памятников славянской письменности. <...> Хотя 204 ЮБИЛЕЙ КИРИЛЛИЧЕСКОЙ АЗБУКИ Как <...>