Г. Газданов писатель культурного пограничья УДК 821.161.1 Газданов + 7.036 + 325.2 201 Т. Н. Красавченко ГАЙТО ГАЗДАНОВ КАК ПИСАТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО ПОГРАНИЧЬЯ Рассматриваются главные компоненты художественного сознания Газданова, позволяющие говорить о существовании особого пограничного модуса его творчества, пограничной идентичности его как писателя: культурно-этнический (осетинский) субстрат, экзистенциальная культурфилософия, усвоение традиций русской и западноевропейских литератур, этико-философское воздействие масонства, склонность к буддизму, влияние французского языка, эстетическая эволюция. <...> Творчество Газданова оценивается как основанный на эстетическом синтезе феномен культурного пограничья. <...> Это культурно-этнический (осетинский) субстрат, порожденная в основном личным опытом писателя экзистенциальная культурфилософия, традиции русской классической и западной литературы, этико-философское воздействие масонства, реакция на Россию, склонность к буддизму. <...> Как личность и писатель Газданов яркий выразительный образец «пограничности». <...> Если бы даже он остался в России, не эмигрировав в 1920 г., то все равно был бы писателем русско-осетинского культурного пограничья (как, допустим, ныне Тимур Кибиров), ибо изначально как личность формировался «не собственно русским, а российским культурным пространством» [Земсков, 2005, с. <...> © Красавченко Т. Н., 2013 202 К 110-ЛЕТИЮ ГАЙТО ГАЗДАНОВА И БОРИСА ПОПЛАВСКОГО казскому главе Г. Баеву, жившему в ту пору в Берлине, он назвал себя «чистокровным осетином» [Газданов, т. <...> В его жизни и творчестве мы наблюдаем универсализацию понятий кланового братства и рыцарской корпорации, основанных на принципах взаимопомощи и благородства. <...> И даже в «Ночных дорогах» (1939), повествовании о Париже как современном чистилище и аде, неожиданно, но отнюдь не случайно вдруг возникает воспоминание/видение/размышление автора или его автобиографического героя о детстве, старом доме <...>