Сюжеты о смерти и жизни в романах Г. Газданова 223 Газданов Г. Собрание сочинений : в 5 т. <...> Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе. <...> Gajto Gazdanov i ekzistentsialnaya traditsiya v russkoj literature. <...> Идея децентрации в творчестве Г. И. Газданова 192030-х годов // Studia Slavika (Opole). <...> Отношение к смерти в исторической перспективе одна из главных антропологических проблем, приобретающая в последнее время все больший научный интерес и ставшая предметом многих исследований [см., например: Арьес; Бессмертный; Гуревич, 1989; Левин; Постнов; Ринпоче, Рангдрол; Уоллис Бадж; Хисматулин, Крюкова; и др.] в силу особости самого события смерти в человеческом бытии, его неизбежности для каждого конкретного человека и, таким образом, «одного из коренных параметров коллективного сознания» [см. <...> , «отношением к смерти
как всеобщему, непреложному и © Проскурина Е. Н., 2013 224 К 110-ЛЕТИЮ ГАЙТО ГАЗДАНОВА И БОРИСА ПОПЛАВСКОГО неизбежному в жизни
определяется у каждого отношение к жизни. <...> Анализ сюжетики смерти в творчестве Г. Газданова, яркого представителя литературы первой эмиграционной волны, в большой степени показателен для поколенческого самосознания писателей-младоэмигрантов, конституирования картины мира этой социально-культурной общности1 . <...> Вместе с тем исследование названной проблемы не только дает возможность увидеть отличия в сознании молодой эмиграции от сознания «старших», но и своеобразие ментальности самого Газданова, его бытийной позиции, определивших особое место писателя в литературной среде своего поколения. <...> Романы Газданова выделяются своей парадигматичностью в том значении понятия, которое введено работами В. И. Тюпы и подразумевает соответствие сюжета художественного произведения мировой археомодели [см. <...> Эмигрантское положение героя шести «русских» романов как чужого среди чужих, его принадлежность к «незамеченному поколению» (В. <...> Данный принцип сохраняется и в двух поздних романах Газданова «Пилигримы <...>