№ 2 (14), 2010 УДК 330.837.1:656.615 М. В. Ботнарюк ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА Аннотация. <...> Одним из факторов повышения конкурентоспособности морского транспортного узла, без сомнения, является применение принципов логистики. <...> Однако вследствие специфики его деятельности при определении направлений успешного развития актуализируется востребованность незаслуженно оставленного сегодня без внимания институционального подхода, основанного на принципе методологического индивидуализма. <...> Транспортный комплекс РФ, несмотря на существующую конкуренцию между различными видами транспорта, представляет собой единый механизм, функционирование которого обеспечивает не только жизнедеятельность страны, но и представление ее интересов на международном уровне. <...> Также транспортная система РФ обеспечивает участие страны во внешней торговле со странами СНГ (табл. <...> В 2007 г. внешнеторговый грузопоток РФ составил 1066 млн т, из которых 930,3 млн т приходилось на экспортные товары, главным образом нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. <...> Внешнеторговый грузопоток РФ, 2004–2007 гг., млн т Таким образом, очевидно, что интеграция Российской Федерации в мировую экономику резко повышает значимость перевозок экспортноимпортных грузов. <...> Именно поэтому вопросы развития и повышения конкурентоспособности транспортных узлов, обеспечивающих перевалку вышеуказанных грузов, бесспорно, являются сегодня актуальными. <...> Одним из наиболее востребованных видов транспорта при перевозке внешнеторговых грузов является морской. <...> Специфика данного вида транспорта состоит в том, что успех его функционирования напрямую зависит от уровня развития инфраструктурных элементов отрасли, главным из которых являются морские порты. <...> Именно через их причальные фронты проходит более 60 % внешнеторгового <...>