Политика и право И. В. Соленцова К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАВЕЩАНИЮ В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ Аннотация. <...> Анализируется историческое развитие древнерусского завещательного права путем сопоставления содержания его источников публичноправового и частного характера, а также описательных работ видных представителей доктрины. <...> Русско-византийский договор 911 г. из ранних правовых памятников формирования и развития института наследования по завещанию указывает на возможность передачи имущества завещателем. <...> Прослеживается определенная роль византийского права и института церкви в этом историческом процессе. <...> Отмечается, что в современных научных работах по цивилистике фактически отсутствует описание указанных древних источников права Руси, имеющих не только историческое, но и международно-правовое значение. <...> Правовое регулирование осуществлялось на основе Кормчей книги, помимо прочего. <...> Термин «духовная» отражает характер завещания как своеобразного духовного приказа завещателя, которое сначала в большей мере представляло собой нравственные наставления, завет семье, чем имущественные распоряжения. <...> Церковь позиционировала себя квазиобязательным наследником, который негласно оказывал определенное влияние на формирование свободы воли завещателя. <...> Свобода воли завещателя, развитая на довольно высоком уровне в период Древнерусского государства, сдерживалась расширяющимся кругом наследников из числа близких родственников и ограничениями к объему и видам имущества, которые не передавались по завещанию. <...> Воля завещателя не ограничивалась рамками закона, наследодатель фактически мог назначить наследника, что влияло на формирование наследственного обычая и закона для преемства без завещания. <...> Традиционные для исторического пути развития института наследования по завещанию факторы, ограничивающие волю завещателя, например обязательные наследники и обязательная доля <...>