УЧРЕДИТЕЛИ: 
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; 
факультет иностранных языков и регионоведения МГУ 
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: 
ТЕР-МИНАСОВА С.Г. (главный редактор) — доктор филологических наук, профессор, 
президент факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой 
теории преподавания иностранных языков 
МОЛЧАНОВА Г.Г. (зам. главного редактора) — доктор филологических наук, профессор, 
и.о. декана факультета иностранных языков и регионоведения, зав. кафедрой 
лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации 
ЗАГРЯЗКИНА Т.Ю. (отв. секретарь) — доктор филологических наук, профессор, 
зав. кафедрой французского языка и культуры 
ВИШНЯКОВА О.Д. — доктор филологических наук, профессор; ЗАПОЛЬСКАЯ Н.Н. — 
доктор филологических наук, доцент; ЗАХАРОВ В.В. — доктор исторических наук, 
профессор; КИТАЙГОРОД СКАЯ Г.А. — доктор педагогических наук, профессор; КОМАРОВА 
А.И. — доктор филологических наук, профессор; МИЛОСЛАВСКИЙ И.Г. — 
доктор филологических наук, профессор; ПАВЛОВСКАЯ А.В. — доктор исторических 
наук, профессор; ПОЛУБИ ЧЕНКО Л.В. — доктор филологических наук, 
профессор; ПРОШИНА З.Г. — доктор филологических наук, профессор; РАЕВСКАЯ 
М.М. — доктор филологиче ских наук, доцент; ШЕВЛЯКОВА Д.А. — доктор 
культурологии, доцент; ЯКОВЛЕВА Е.Б. — доктор филологических наук, профессор 
Редактор И.В. Краснослободцева 
Адрес редакции: 
125009, Москва, ул. Б. Никитская, 5. 
Тел.: 8-495-697-31-28. 
117192, Москва, Ломоносовский просп., д. 31, корп. 1. 
Тел.: 8-495-734-03-10. Факс: 8-495-932-88-67. Е-mail: vestnik19@yandex.ru 
Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ. 
Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ. 
Свидетельство о регистрации № 016651 от 7 октября 1997 г. 
Подписано в печать 25.07.2016. Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная. 
Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 11,0. Уч.-изд. л. 10,14. 
Тираж 210 экз. Изд. № 10634. Заказ № 
Издательство Московского университета. 
119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 15 
(ул. Академика Хохлова, 11) 
Тел.: (495) 939-32-91; e-mail: secretary@msupublishing.ru 
Отпечатано: Публичное акционерное общество «Т8 Издательские Технологии». 
109316, Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корпус 5. 
© Издательство Московского университета. 
«Вестник Московского университета», 2016 
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
СОДЕРЖАНИЕ 
КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Молчанова Г.Г. Когнитивная лингвоэкология и лингвотоксичность: 
как защитить язык от человека? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 
Афинская З.Н. L’hospitalité/l’hostilité — случай когнитивного диссонанса . . 15 
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Яковлева Е.Б. Фонетика английского языка как наука, учебная дисциплина 
и искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 
Gorodetskaya L.A., Kozhevnikova L.A. Using CLIL Approach in Primary and 
Secondary School Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
В ОБРАЗОВАНИИ 
Ян Кэ. Мультимедиа и Интернет в обучении русской общественно-политической 
лексики, выражающей китайскую специфику (на примере 
учебного курса «Чтение прессы на русском языке» в китайских 
вузах) . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
ЯЗЫК. ПОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРА 
Загрязкина Т.Ю. Этнодискурс в пространстве языка и культуры . . . . . . . 52 
Бичарова М.М. Жанровая констелляция в системе массово-информационного 
дискурса . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Калуцков В.Н. «Неогеография мира» — новый курс по выбору для регионоведов 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 
Калякина А.В. Тенденции развития русского общества в XIX в. и процесс 
создания Национального музея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР 
Комков О.А. IMAGO HOMINIS: концепции человека в истории европейской 
культуры. Ч. 3: Раннее христианство. Патристика . . . . . . . 108 
Давыдов А.А. Проблема восприятия восточных европейцев в американских 
расовых теориях 1914–1924 гг. (на примере работ Л. Стоддарда 
и М. Гранта) . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
Михайлова Е.М. Эволюция понятия «дизайн» в английской и русской 
культурах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 
Федорова Т.Ю. Автобиографический жанр в XXI в.: стиль повествования 
и способ выстраивания диалога с читателем . . . . . . . . . . . . . 141 
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ 
Жданова В.Г. Женская мода в России в XVIII — начале XIX в. в живописи . 149 
Сухина Е.И. Интермедиальность в австрийской культуре начала ХХ в. . . 155 
НАША НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ (КОНФЕРЕНЦИИ, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ) 
Богданова Л.И. Славянское словообразование: новые подходы и решения . . 167 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 66 
Попкова А.В. Метафоричность водного пространства: сравнительный 
анализ русского и английского языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 39 
. 125 
								                        
									                        Стр.6
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
CONTENTS 
COGNITIVE STUDIES 
Molchanova G.G. Cognitive lingvoecology and lingvotoxicity: how to protect 
the language from the man? . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. . 7 
Afinskaya Z.N. L’hospitalité/l’hostilité: a case of cognitive dissonance . . . . . . . 15 
CURRENT PROBLEMS OF LANGUAGE EDUCATION 
Yakovleva E.B. English phonetics as a science, an academic subject area and 
an art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 
Gorodetskaya L.A., Kozhevnikova L.A. Using CLIL Approach in Primary and 
Secondary School Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION 
Yan Ke. The Multimedia and the Network in Teaching Russian Social-Political 
Vocabulary for the Specific Features of Chinese Social-Political Culture 
(Using “Selected Readings of the Russian Press” as the Material) . 
. 
. 
LANGUAGE. COGNITION. CULTURE 
Zagryazkina T.Yu. Ethnodiscourse in the Space of Language and Culture . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
Bicharova M.M. Genre Constellation in the System of Mass-Information 
Discourse . 
. 
. 
REGIONAL STUDIES 
Kalutskov V.N. “Neogeography of the World” – a New Selective Course for 
Regionalists . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
THE COMPARATIVE STUDY OF CULTURES 
Komkov O.A. IMAGO HOMINIS: the concepts of man in history of the 
European culture. Part 3: Early Christianity. Patristics. . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 108 
Davydov A.A. The problem of the perception of Eastern Europeans in the 
American racial theories of 1914–1924 (the works of L. Stoddard and 
M. Grant) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 
Mihaylova E.M. Evolution of the “Design” Concept in the English and 
Russian Cultures . 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
TRADITION AND MODERN TRENDS IN CULTURE 
Zhdanova V.G. Women’s Fashion in Russia in the 18th – Early 19th Centuries 
in Painting. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 
Suhina E.I. Intermediality in the Austrian culture of the early 20th century . . . 155 
OUR ACADEMIC LIFE (CONFERENCES, REVIEWS) 
Bogdanova L.I. The Slavic word formation, new approaches and solutions . . . 167 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 82 
Kalyakina A.V. Tendencies of the development of the Russian society in the 
19th century and the creation of the National Museum . . . . . . . . . . . . . 94 
. 
. 
. 
. 
. 
. 
. 39 
. 52 
. 66 
Popkova A.V. The metaphoricity of water: a comparative analysis of the Russian 
and the English languages. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 
. 133 
Fedorova T.Yu. The autobiographi cal genre in the 21st century: the narrative 
style and the method of building a dialogue with the reader . . . . . . . . . . 141 
								                        
									                        Стр.7