Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 620124)
Контекстум

Интерпретация художественного текста (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФлоря А. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц153
ID316416
АннотацияЭта книга не является учебным пособием по интерпретации текста: автор показывает не как нужно, а как можно работать с произведением. При этом подразумевается, что возможны и другие подходы и трактовки – если они подтверждаются текстовым материалом.
Кому рекомендованоДля студентов, бакалавров и преподавателей филологических факультетов вузов.
ISBN978-5-9765-1948-0
УДК82(075.8)
ББК84я73
Флоря, А.В. Интерпретация художественного текста : учеб. пособие / А.В. Флоря .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025 .— 153 с. — ISBN 978-5-9765-1948-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/316416 (дата обращения: 19.10.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

152 Введение 25 лет назад, приступая к преподаванию дисциплины, которая тогда называлась «Лингвистический анализ художественного текста» (сейчас – «Филологический анализ текста»), я сделал заявление, изрядно удивившее студентов: что не знаю, как следует анализировать художественные тексты. <...> Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе. <...> Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе две анафоры (что-то; дело в.), семантические параллелизмы – антитезы (физики – лирики, в почете – в загоне), одинаковые грамматические модели, богатые опорные, почти каламбурные рифмы (почете – расчете; загоне – законе). <...> В строках 3 и 4 Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе мы наблюдаем еще одно важное явление художественного текста – амфиболию, совмещение в одной и той же единице различных смыслов. <...> Дело это состоит не в «сухих расчетах», то есть сугубо технических трудах, действиях, а в открытии мировых законов (в результате этих действий, в их высшем смысле). <...> Попробую сформулировать свое понимание проще и яснее: делать сухие расчеты – еще не значит заниматься делом. <...> И другой смысловой оттенок того же высказывания: сухие расчеты – это совсем не то, что сочинение стихов, они вызывающе непоэтичны; зато открытие мировых законов – это и есть подлинная красота науки, не уступающая красоте поэзии. <...> Ну и, разумеется, ломка ритма, то есть нарушение стихотворной правильности, гармонии, дополнительно работает на закрепление темы «лирики не на высоте» – иллюстрирует ее. <...> В безличных предложениях есть какая-то безысходность: не на кого жаловаться и не с кем бороться (как сказано в фильме «Доживем до понедельника»: между прочим, в нем тоже есть отголосок темы «физиков и лириков»). <...> В связи со стихотворением Слуцкого мне хотелось бы затронуть один существенный, хотя и довольно рискованный момент. <...> Вот, например, А. А. Вознесенский в своей не просто знаменитой, а «культовой» поэме «Оза» обращается к теме, очень близкой стихотворению <...>
Интерпретация_художественного_текста__(1).pdf
А.В. Флоря ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2025
Стр.1
УДК 82(075.8) ББК 84я73 Ф73 Р е ц е н з е н т ы: Корносенков С.В., канд. филол. наук, главный редактор службы информации медиахолдинга «Урал-ТВ» (г. Орск); Уметбаева Е.Ю., канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и правоведения филиала ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» в г. Орске Ф73 Флоря А.В. Интерпретация художественного текста : учеб. пособие / А.В. Флоря. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2025. – 153 с. – ISBN 978-5-9765-1948-0. – Текст : электронный. Эта книга не является учебным пособием по интерпретации текста: автор показывает не как нужно, а как можно работать с произведением. При этом подразумевается, что возможны и другие подходы и трактовки – если они подтверждаются текстовым материалом. Для студентов, бакалавров и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 82(075.8) ББК 84я73 ISBN 978-5-9765-1948-0 © Флоря А.В., 2024 © Издательство «ФЛИНТА», 2024
Стр.2
Содержание Введение .................................................................................................. 4 1. Интерпретация стихотворного текста .............................................. 8 2. Лингвоэстетическое толкование прозаического текста ................. 22 3. Подробная интерпретация архитектоники ....................................... 32 3.1. Александр Сергеевич Пушкин. Моцарт и Сольери .................. 32 3.2. Александр Валентинович Вампилов. Старший сын ................ 76 4. Аспектная интерпретация архитектоники ....................................... 121 Заключение .............................................................................................. 150 Библиографический список ................................................................... 152
Стр.3