А.В. Шупаев РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ. <...> •ФЛИНТА• А. В. Шупаев РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ. <...> И. Н. Ульянова; Демин Н.Е., кандидат педагогических наук, директор филиала НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Орске Шупаев А.В. <...> 48 2.2 Развитие психологического аспекта гражданского воспитания в дореволюционный период ………………………… 58 2.3 Развитие социально-педагогического аспекта гражданского воспитания в дореволюционном российском обществе ……………………………………………………………. <...> Направленность, закономерность и необратимость развития гражданского воспитания в дореволюционной России …………………………………. <...> 90 3.1 Развитие практики гражданского воспитания в дореволюционный период …………………………………. <...> 90 3.2 Тенденции развития гражданского воспитания в дореволюционном российском обществе ………………. <...> Однако остается недостаточно изученным историкопедагогический аспект гражданского воспитания, особенно на региональном уровне и касающийся дореволюционного периода, обращение к которому актуально тем, что развитие гражданского воспитания в нем осуществлялось в некоторых схожих с современными социокультурных условиях. <...> Во-первых, современная российская молодежь, как и в дореволюционный период, находится под достаточно сильным влиянием западной культуры, что находит свое отражение в общественном мнении граждан Российской Федерации, в соответствии с которым большинством признается отрицательное влияние западной культуры на характер взаимоотношений между людьми в России; на отношение россиян к труду; на художественные вкусы россиян и т. д. <...> . Во-вторых, с переустройством российского общества после распада СССР и смены идеологии обострилась проблема идейной преемственности поколений, которая была особенно актуальной до октябрьских событий XX столетия. <...> Историко-педагогическому <...>
Развитие_гражданского_воспитания_в_дореволюционной_России_(конец_XVIII_-_начала_XX_вв.)_(2).pdf
А.В. Шупаев
РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
(конец XVIII – начало XX века)
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2025
Стр.1
УДК 37.02
ББК 74.03(2)
Ш95
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Земцова В.И., д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе
Орского гуманитарно-технологического института
Р е ц е н з е н т ы:
Поляков С.Д., д-р пед. наук, проф. кафедры психологии
Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова;
Демин Н.Е., канд. пед. наук, директор
филиала НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Орске
Шупаев А.В.
Ш95
Развитие гражданского воспитания в дореволюционной России
(конец XVIII – начало XX века) : монография / А.В. Шупаев. – 4-е изд.,
стер. – Москва : ФЛИНТА, 2025. – 158 с. – ISBN 978-5-8424-0514-5. –
Текст : электронный.
Результаты исследования, представленные в монографии, могут
являться основой для дальнейшего изучения истории и развития гражданского
воспитания, разработки стратегии гражданского воспитания,
учитывающей опыт прошлого и специфику социокультурных условий настоящего
времени. Материалы и выводы могут быть использованы при
разработке содержания спецкурсов и спецсеминаров по истории педагогики
и образования, а также по философии образования.
УДК 37.02
ББК 74.03(2)
ISBN 978-5-8424-0514-5
© Шупаев А.В., 2018
© Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………… 5
Глава I. Генезис гражданского воспитания
в дореволюционной России …………………………………....... 10
1.1 Эволюция понятий «гражданин», «гражданственность»
и «гражданское воспитание» …………………………………..
1.2 Переход от православно-патриотического к гражданскому
10
воспитанию …………………………………………………............. 25
1.3 Источники развития гражданского воспитания
в дореволюционной России ………………………………………. 37
Глава II. Развитие теоретических предпосылок
гражданского воспитания в России дореволюционного
периода …………………………………………………………..... 48
2.1 Развитие представлений дореволюционной российской
общественности о гражданине как социально-нравственном
идеале и цели гражданского воспитания ……………………....... 48
2.2 Развитие психологического аспекта гражданского
воспитания в дореволюционный период ………………………… 58
2.3 Развитие социально-педагогического аспекта
гражданского воспитания в дореволюционном российском
обществе ……………………………………………………………. 75
Глава III. Направленность, закономерность
и необратимость развития гражданского воспитания
в дореволюционной России …………………………………....... 90
3.1 Развитие практики гражданского воспитания
в дореволюционный период …………………………………......... 90
3.2 Тенденции развития гражданского воспитания
в дореволюционном российском обществе ………………............ 107
3.3 Преемственность и необратимость развития гражданского
воспитания ………………………………………………………….. 115
Заключение ……………………………………………………....... 124
Библиографический список …………………………………….. 127
3
Стр.3
Приложение 1. О присяге подданства …………………………… 148
Приложение 2. Форма всенародной присяги на верность
подданства …………………………………………………………. 149
Приложение 3. Программа празднования столетнего юбилея
Отечественной войны ……………………………………………... 150
Приложение 4. О праздновании юбилея освобождения
крестьян от крепостной зависимости, по случаю 50-летия …….. 153
Приложение 5. Циркулярное распоряжение …………………….. 154
Приложение 6. Циркулярное распоряжение …………………….. 155
Приложение 7. Из речи учителя-инспектора Оренбургского
трехклассного училища И. С. Хохлова, произнесенной в день
выпуска учеников в 1884 г. ……………………………………….. 156
Приложение 8. О поручении уроков законоведения лицам
юридического образования, опытным в педагогическом
отношении, а также и преподавателям истории ………………… 157
4
Стр.4