Менеджмент человеческих ресурсов (МЧР): эта область также стала рассматриваться с позиции их интеграции со стратегическим менеджментом посредством развития новой дисциплины, относящейся к стратегическому менеджменту человеческих ресурсов (СМЧР). <...> . Кроме того, появились исследования отдельных детерминант практических направлений по МЧР с позиций стратегического менеджмента (Dean & Snell, 1991; Jackson, Schuller & Rivero, 1989). <...> Все эти функции могут выполняться по-разному, что и предопределяет так называемый стиль руководства. <...> На самом деле каждый конкретный менеджер формирует свой индивидуальный стиль руководства, что и делает его уникальным, поскольку пропускает всю информацию через себя, через свою индивидуальность. <...> Так, Стефан Роббинс (Robbins, 1993) лидерство определяет, как «способность влиять на группу в направлении достижения целей». <...> В учебном пособии рассмотрены основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства: (1) личностный подход; (2) поведенческий подход; (3) ситуационный подход; (4) гуманистический подход к руководству; (5) харизматический подход; (6) деятельностно-специфический подход; (7) гибкий системный подход; (8) групп-аналитический подход; (9) стратегический подход; (10) экзистенциальный. <...> Они, в свою очередь, будут оказывать влияние на деятельность руководителей фирмы, на характер управления персоналом, на стиль руководства. <...> Использование групп-аналитического подхода к решению проблемы более эффективного управления персоналом открывает новые возможности для руководителей. <...> Групповой анализ как отдельная дисциплина вобрал в себя и теорию психоанализа, и теорию систем, и идеи гештальтпсихологии (нем. <...> Применение психоаналитического и групп-аналитического подходов позволяет рассмотреть известные факты, процессы на более глубоком уровне, что дает возможность сознательного их контроля и управления. <...> Стратегический стиль руководства на сегодняшний день самый прогрессивный <...> 
								
							
							
								
								
									
										Психология_эффективного_стратегического_управления_персоналом._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Magister).pdf
										
                                            
                                            		
								                        
УДК [005.95:159.923](075.8) 
ББК 65.291.6-21ÿ73-1+88.59ÿ73-1 
Á19 
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки РФ, академик,
доктор экономических наук, профессор,
зав. кафедрой экономики и управления Института повышения квалификации
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета В.С. Кабаков;
кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой управления персоналом
Санкт-Петербургского государственного института психологии
и социальной работы В.В. Белов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Бакирова, Гузэль Хафазовна.
Á19 
Психология эффективного стратегического управления
персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальностям «Психология», «Менеджмент организации»,
«Управление персоналом» / Ã.Õ. Áàêèðîâà. — Ì.: 
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 591 ñ. — (Ñåðèÿ «Magister»). 
2015. 
ISBN 978-5-238-01437-1 
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются все основные факторы, влияющие на систему управления
людьми в организации, а также интегративный и системный подходы.
Акцентируется внимание на теориях психоанализа, групп-анализа.
Анализируются теории личности, закономерности функционирования
массовых групп, теории мотивации, лидерства.
Для студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также
обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление
персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего
звена.
ББК 65.291.6-21ÿ73-1+88.59ÿ73-1 
ISBN 978-5-238-01437-1 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в том
числе в Интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
3 
9 
12 
1.1. Преимущества стратегического управления персоналом 12
1.2. Экзистенциальный подход в управлении персоналом
17 
Глава 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 3. ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Развитие организации
3.2. Модели управления персоналом
Глава 4. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
В ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. История развития группового анализа
4.2. Матрица 
4.3. Круг 
4.4. Фигура и фон 
4.5. Групп-анализ развития организации
4.6. Применение группового анализа в организации
Глава 5. АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКИХ
КОМПАНИЙ
5.1. Психология нации
5.2. Психология общины
5.3. Психология личности
5.4. Психология принципов японского менеджмента
19 
24 
24 
30 
37 
37 
42 
48 
49 
51 
54 
57 
57 
59 
60 
65 
								                        
									                        Стр.591
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
5.5. Использование психологии общины в управлении
персоналом
5.6. Место и роль управления персоналом в организациях
Японии
5.7. Принципы и методы кадрового менеджмента
Часть II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 6. ФИЛОСОФИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
6.1. Структура ценностей
6.2. Общечеловеческие ценности
6.3. Ценности организации
6.4. Картина будущего организации (Vision) 
Глава 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (СМЧР)
7.1. Стратегический менеджмент
7.2. Определение стратегического менеджмента
человеческих ресурсов (СМЧР)
7.3. Теоретические модели МЧР
7.4. Стратегические теории МЧР
7.5. Нестратегические модели МЧР
Глава 8. МЕНЕДЖМЕНТ ПОСРЕДСТВОМ
ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ (МВО)
8.1. Определение понятия
8.2. Цели и подцели 
8.3. Правила для формулирования целей
Глава 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
9.1. Определение 
9.2. Комплексность
9.3. Формализация
9.4. Централизация
Глава 10. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ
10.1. Разделение труда 
10.2. Единство команды, или единоначалие
585 
68 
70 
70 
79 
82 
82 
83 
88 
91 
95 
95 
99 
101 
102 
114 
120 
120 
121 
122 
125 
125 
126 
127 
127 
129 
129 
131 
								                        
									                        Стр.592
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
586 
10.3. Полномочия и ответственность
10.4. Размах контроля 
10.5. Подразделения 
10.6. Виды организационных структур
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
11.1. Культура нации (ñòðàíû) 
11.2. Культура организации
11.3. Виды организационных культур
11.4. Функции культуры организации
11.5. Формирование и поддержание культуры
11.6. Компоненты организационной культуры
11.7. Социально-психологический климат
11.8. Изменение организационной культуры
Глава 12. ГРУПП-АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
12.1. Психоанализ и политика организационной теории
12.2. Дальнейшие взгляды на организацию
12.3. Бессознательные процессы в организации
12.4. Явление отражения (отзеркаливания) в организации
Часть III. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
И СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Глава 13. ИЗУЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
13.1. Подходы к изучению руководства и лидерства
13.2. Индивидуально-психологический подход
к руководству и лидерству: теория характерных черт
Глава 14. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
К РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
14.1. Классические стили руководства
14.2. Два вектора в поведении руководителей
14.3. Руководство, ориентированное на задание и членство
14.4. Управленческая решетка
14.5. Требования к поведению руководителя
132 
135 
137 
141 
154 
154 
160 
163 
164 
165 
168 
170 
174 
177 
178 
187 
190 
195 
203 
207 
207 
212 
227 
228 
232 
234 
235 
238 
								                        
									                        Стр.593
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
Глава 15. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
К РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ.
СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
15.1. Модель обстоятельств (эффективности руководства)
Фидлера (contingency model) 
15.2. Теория когнитивного ресурса: усовершенствование
модели Фидлера
587 
244 
245 
253 
15.3. Ситуационная теория руководства Херси и Бланшара 254
15.4. Теория обмена «Руководитель — член группы»
15.5. Теория «Äîðîãà — öåëü» 
15.6. Модель «Руководитель — ó÷àñòèå» Врума — Йеттона 
15.7. Стили лидерства Лайкерта
15.8. Другие ситуативные теории
Глава 16. ПАРТИЦИПАТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
И МЕНЕДЖМЕНТ
16.1. Партиципативный менеджмент и стиль руководства:
понятия и принципы
16.2. Кружки качества 
16.3. Партиципативный менеджмент в практике
Глава 17. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО
17.1. Теоретические основы понятия «власть»
17.2. Определение власти
17.3. Основы и источники власти
17.4. Основы власти 
17.5. Источники власти 
17.6. Власть и стили руководства
Глава 18. НАИБОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ЛИДЕРСТВУ
18.1. Атрибутивная теория руководства
18.2. Теория харизматического руководства
18.3. Трансакционное и трансформационное лидерство
18.4. Современные подходы к стилям руководства
18.5. Стратегическое лидерство
18.6. Экзистенциальное лидерство
18.7. Психоаналитический подход к руководству
18.8. Индивидуальный стиль руководства
261 
262 
265 
272 
273 
278 
278 
281 
283 
285 
285 
287 
288 
290 
295 
298 
299 
299 
300 
305 
307 
321 
322 
324 
329 
								                        
									                        Стр.594
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
588 
Глава 19. РУКОВОДСТВО И КОММУНИКАТИВНЫЕ
СТИЛИ
19.1. Функции управления и коммуникации
19.2. Модели коммуникации и стили руководства
19.3. Принятие решений и коммуникации
19.4. Трансактный анализ и лидерство
19.5. Эмоции и коммуникативный стиль
331 
331 
333 
337 
339 
343 
19.6. Восприятие подчиненного и коммуникативный стиль 343
19.7. Психологические проблемы принятия решений
Часть IV. ГРУППОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
20.2. Функции и роли членов группы
20.3. Формальная и неформальная структуры группы
20.4. Статус в группе 
20.5. Размер группы 
20.6. Композиция группы 
Глава 21. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГРУППЫ
21.1. Мотивы присоединения людей к группе
21.2. Развитие группы 
21.3. Нормы группы 
21.4. Психологические механизмы образования групповых
норм
21.5. Сплоченность группы
Глава 22. РУКОВОДСТВО САМОУПРАВЛЯЕМЫМИ
РАБОЧИМИ КОМАНДАМИ
22.1. Команда: определение понятия
22.2. Структурные характеристики команды
22.3. Динамические характеристики команды
22.4. Влияние команды на поведение индивидуумов
22.5. Эффективность команды
22.6. Организационные аспекты рабочей команды
22.7. Требования к руководителю и лидеру команды
344 
349 
Глава 20. СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ 354
20.1. Классификация групп
354 
355 
363 
367 
368 
373 
376 
376 
379 
386 
393 
400 
405 
405 
407 
410 
417 
419 
425 
427 
								                        
									                        Стр.595
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
Глава 23. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ЛИДЕРСТВУ
589 
430 
23.1. Групп-аналитическая перспектива: базовые концепции 430
23.2. Групп-анализ этапов развития группы
23.3. Ранняя стадия группового развития
23.4. Задачи руководителя на ранней стадии развития группы 447
23.5. О развитии группы, организации и нации
23.6. Функции и роли руководителя
23.7. Сопротивления в группе
Часть V. ПУТЬ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 24. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
24.1. Организационные изменения
24.2. Определение понятия «организационное развитие»
24.3. Основные положения концепции организационного
развития
Глава 25. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ
25.1. Сопротивление изменениям
25.2. Преодоление сопротивления изменениям
Глава 26. ВНЕДРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
26.1. Управление организационными изменениями
26.4. Японская система развития организации
Глава 27. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
27.1. Как научиться лидерству
27.2. Сопротивление изменению лидерского поведения
27.3. Формирование индивидуального стиля руководства
Часть VI. ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДСТВУ
И ЛИДЕРСТВУ
Глава 28. ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
440 
442 
451 
453 
465 
475 
477 
477 
480 
482 
485 
485 
490 
492 
492 
26.2. Современные программы организационного развития 493
26.3. ОР-интервенции 
502 
505 
511 
511 
512 
515 
521 
523 
28.1. Теория классического обусловливания, или тренировки 523
28.2. Теория оперантного обусловливания
524 
								                        
									                        Стр.596
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
590 
28.3. Теория социального научения
28.4. Формирование: инструмент управления
28.5. Методы формирования поведения
28.6. Режим подкрепления
28.7. Применение для исполнения и удовлетворения
Глава 29. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
29.1. Уровни, или виды, социально-психологического
тренинга
29.2. Требования к тренингу менеджеров
524 
525 
526 
528 
530 
531 
531 
537 
29.3. Теории и концепции, используемые
в социально-психологическом тренинге руководителей 539
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ. ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Приложение 1. Тесты и упражнения к части II
1.1. Тест для самоанализа «Целевые ориентации»
1.3. Упражнение «Принципы японского менеджмента»
1.4. Тест для изучения организационной культуры
1.5. Анкета для изучения организационной культуры
1.6. Упражнение «Построение организационного дерева»
Приложение 2. Тесты и упражнения к части III
2.1. Тест для определения значения LPC 
2.2. Тест на определение уровня самоконтроля
2.3. Упражнение «Оценка лидерства»
2.4. Упражнение «“Активы” и “пассивы” относительно
лидерского поведения»
545 
548 
560 
560 
560 
1.2. Упражнение «Деловая игра (ДИ) “Принципы
ìåíåäæìåíòà”» 560 
563 
564 
565 
569 
571 
571 
572 
573 
573 
								                        
									                        Стр.597
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
2.5. Упражнение «Самооценка менеджера»
2.6. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»
2.7. Упражнение «Функции менеджера»
Приложение 3. Тесты и упражнения к части IV
3.1. Тест на определение эффективности группы (ТЭГ)
Приложение 4. Тесты и упражнения к части V
4.1. Упражнение «Корпорация “3Ì”» 
Приложение 5. Обработка и интерпретация
результатов тестов
5.1. Тест для изучения организационной культуры (ТОК)
5.2. Посчитайте ваше значение по LPC 
5.3. Тест «Насколько вы способны к самоконтролю?»
5.4. Упражнение «Самооценка менеджера»
5.5. Тест на определение эффективности группы (ТЭГ)
591 
574 
575 
575 
576 
576 
579 
579 
581 
581 
582 
582 
582 
583 
								                        
									                        Стр.598