1 февраля 1839 года Андерсен сообщил, что написал новую сказку «Спички», которая будет «необычайно сатирична». <...> Идею сказки «Штопальная игла» подал Ан дерсену Бертель Торвальдсен (1770–1844), зна менитый датский скульптор, друг писателя. <...> Вы ведь мо жете написать даже о штопальной игле». <...> «Соловей» Андерсен полагает, что лишь такое искусство имеет право на существование, которое правдиво отражает жизнь и близко народу. <...> Эти мысли он излагает в своей знаменитой сказке «Соловей». <...> В то время как песня настоящего, живо го соловья побеждает даже смерть, заводная иг рушка в час испытания может умолкнуть. <...> Это не значит, что Андерсен против того, чтобы мастера перестали делать механических птичек, вовсе нет! <...> И в сказке автор (устами настоящего соловушки) жалеет и механическую птичку, ведь и она служи ла императору, как могла, до того, как сломалась. <...> Иначе и быть не может, ведь в сказках Ханса Крис тиана Андерсена любая вещь живет и чувствует. <...> В конце 1839 года Андерсен задумал вклю чить в свою книгу «КартинкиНевидимки» исто рию злого короля, пред ним в предсмертный час предстало зло, которое он совершил в жизни. <...> Позднее Андерсен описал ее в сказке «Соловей». <...> Придумывая эту сказку, писатель размышлял о чудесном пении замечательной певицы Йенни (Джении) Линд, которую называли «шведский соловей» и которую он безнадежно любил. <...> Вместо дорогих декораций можно просто поставить на столе с красивой скатертью так называемые «китайские фонарики», сделанные своими руками, и одеть персонажей в длинные одежды, стилизованные под старинные китайские одеяния. <...> 14 Кроме того, надо приготовить разукрашенную ко робочку, куда поместилась бы вторая такая же птичка — механический соловей, только не серень кая, а разноцветная, на грудке у нее может быть прикреплена сверкающая брошь. <...> Если же в записи удастся достать песню соловья, будет просто великолепно. <...> Чтецы, доро гие наши зрители, говорят с нами от имени само го автора <...>