(Оттиски изъ Журнала Министерства Народнаго Просв щенія.) <...> ': БИБДЙОТЕКА j Іки. g. «..«ш«] 2007066262
ГОСУДДРСТВО И НАРОДНОЕ 0БРА30ВАНІЕ ВЪ РОССІИ СЪ XYII BbU ДО УЧРЕЖДЕНІЯ МИНИСТЕРСТВЪ. <...> Исторія отношеній государства къ народному образованію, какъ само собою очевидно, должна им ть въ виду, съ одной стороны, изм ненія въ ход народнаго образованія, съ другой — развитіе самаго государства, именно задачъ его и т хъ его органовъ, спеціальною функціею коихъ сд лалось народное образованіе. <...> Историческія изм ненія какъ органовъ государства, такъ и отправленій, взаимно условливаютъ другъ друга. <...> Какъ въ организмахъ физической природы органы растутъ и укр пляются по м р и въ силу возникновенія потребностей, такъ въ особенности и въ государственномъ организм . <...> Въ исторической жизни народовъ легко можетъ бьтть наблюдаема эта необходимая связь государственнаго устройства и государственнаго управденія. <...> 1
—
2
—
Органами государственной жизни Оываютъ первоначально естественные элементы его: общины (и корпораціи), роды (и потомъ соеловія); лишь въ поздн йшее вреыя являются спецімьные — равные ко своему значенію органы государственнаго управленія, которыі; отличаются отъ прежнихъ (элементовъ) государства лишь т мъ, что лишены самостоятельныхъ жизненныхъ основъ, могутъ быть изм ияемы и отс каемы по производу. <...> Между т мъ. въ д йствительности роды (иди общины и потомъ кориораціи), сословія (или зеыства) суть историческія форлы самаго государства и ие мог тъ быть поставлены въ <...>
Государство_и_народное_образование_в_России_с_XVII_века_до_учреждения_министерств.pdf
ЩШ ГОСУДАРСТВО
и
ШЩШ ШШШШІ61) 11( 1
ДО УЧРЕЖДЕШЯ МИНИСТЕРСТВЪ.
clUb.
олсмимікск,ало-<}Оиоа,но а,.
(Оттиски изъ Журнала Министерства Народнаго Просв щенія.)
ч
— Y
-
^
Я
САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. С. БАДАШКВА (Большая Садовая, д. № 49—2).
Стр.2
I Иэ коллекции
;
ccopa
B. 3. Грабаря
fill ІІІШЖІІІ ІМНШ!
я^ а з
сЗ?.о
Дозводено ір;ннуроіо. С.-Питербургъ, 19 Апр ля, 1874 гвда.
(
I Госудаг-ст^ш»!
': БИБДЙОТЕКА j
Іки. g. «..«ш«]
2007066262
Стр.3
ГОСУДДРСТВО И НАРОДНОЕ 0БРА30ВАНІЕ ВЪ РОССІИ СЪ XYII
BbU ДО УЧРЕЖДЕНІЯ МИНИСТЕРСТВЪ.
Исторія отношеній государства къ народному образованію, какъ
само собою очевидно, должна им ть въ виду, съ одной стороны, изм -
ненія въ ход народнаго образованія, съ другой — развитіе самаго
государства, именно задачъ его и т хъ его органовъ, спеціальною
функціею коихъ сд лалось народное образованіе. По ц ли нашего
изсл дованія, первая сторона задачи для насъ мен е важна; она
является лишь необходимымъ средствомъ для р шенія посл дняго вопроса.
Предметъ нашъ—не исторія образованія вообще, и еще мен е
исторія обученія и воспитанія, а исторгя права образованія, то-есть,
исторія одной изъ частей русскаго административнаго права.
Однако, вопросъ, избранный нами, какъ и вс вопросы, относящіеся
къ государственному управленію, касается не однихъ лишъ
функцій государственной жизни, но вм ст съ т мъ и организаціи
государства.
Историческія изм ненія какъ органовъ государства, такъ и отправленій,
взаимно условливаютъ другъ друга. Правильно устроенный
органъ не только хорошо исполняетъ назначенную ему задачу, но и
поддерживаетъ ея жизненность; устроенный неправиЗгьно задерживаетъ
отправленія, убиваетъ потребности. Съ другой стороны, состояніе
отправленій д йствуетъ на судьбу органовъ. Какъ въ организмахъ
физической природы органы растутъ и укр пляются по м р
и въ силу возникновенія потребностей, такъ въ особенности и въ
государственномъ организм . Неуправляемый органъ теряетъ способность
д йствовать и, наконецъ, совершепно умираетъ. Въ исторической
жизни народовъ легко можетъ бьтть наблюдаема эта необходимая
связь государственнаго устройства и государственнаго управденія.
1
Стр.4
— 2 —
Органами государственной жизни Оываютъ первоначально естественные
элементы его: общины (и корпораціи), роды (и потомъ соеловія);
лишь въ поздн йшее вреыя являются спецімьные — равные
ко своему значенію органы государственнаго управленія, которыі;
отличаются отъ прежнихъ (элементовъ) государства лишь т мъ, что
лишены самостоятельныхъ жизненныхъ основъ, могутъ быть изм -
ияемы и отс каемы по производу.
Въ н ыецкой наук о государств установилось и перешло въ
русскую науку ппое воззр ніе на историческую л стницу элемеитовъ
государства, которые вы ст съ т мъ служатъ органами управленія.
Противополагая „гражданское общество" государству, къ nej)вому
относятъ историческія формы: роды и сословія. Между т мъ.
въ д йствительности роды (иди общины и потомъ кориораціи), сословія
(или зеыства) суть историческія форлы самаго государства и
ие мог тъ быть поставлены въ отношеніи къ нему ни въ какую иидовую
противоположность.
ЗИшіь ошибочнымъ понятіеыъ о государств можно объясниті. т
постоянныя противор чія, въ которыя впадаютъ лучшіе публицисты
въ ученіи о государственноыъ управленіи; относя къ такъ называе.моыу
„гражданскому обществу" органы самоуправленія (Selbstverwiilfungskorper)
и ферейны, они на долю государства оставляютъ лиші,
ііравительственн)'ю д ятельность, вротивополагая д ятельность вервыхъ
д ятельности втораго, какъ частную правительственной. Та'.{имъ
образомъ, понятіе о государств съуживается до понятія о правительств
, или на оборотъ, понятіе о правительств расширяется до
понятія о государств '). Между т мъ т же самые писатели въ ученін
о государственномъ устроиств твердо держатся разумной зшсли, что
вс низшія форыы (роды, сословія и т. д.) облечены государственні.игі.
значеніемъ и, съ да.![ьн Гішилъ развитіемъ общества, не нисиадаютъ
въ область частнаго права.
Въ частности — по отношенію къ нашему вопросу,—это см шевіе
основныхъ представленій ведетъ ко многимъ ошибочныш. выводаыъ,
наприм ръ, къ различенію профессіональнаго образованія и общаги,
какъ принадлежностей общества и государства, къ отд ленію воспитанія
отъ общественнаго образованія и т. д.
И такъ, говоря объ отношеніи государства къ народноыу образо')
См., наприм ръ, Stein: Das Bildungswesen (Verwaltuugslehre, V.) S. 20 н f.
(1868).
Стр.5