Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684001)
Контекстум

Государство и народное образование в России с XVII века до учреждения министерств (190,00 руб.)

0   0
Первый авторВладимирский-Буданов Михаил Флегонтович
Издательствотип. В.С. Балашева
Страниц146
ID58364
Владимирский-Буданов, М.Ф. Государство и народное образование в России с XVII века до учреждения министерств / [Соч.] М. Владимирского-Буданова; М.Ф. Владимирский-Буданов .— : тип. В.С. Балашева, 1874 .— 146 с. — URL: https://rucont.ru/efd/58364 (дата обращения: 14.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(Оттиски изъ Журнала Министерства Народнаго Просв щенія.) <...> ': БИБДЙОТЕКА j Іки. g. «..«ш«] 2007066262 ГОСУДДРСТВО И НАРОДНОЕ 0БРА30ВАНІЕ ВЪ РОССІИ СЪ XYII BbU ДО УЧРЕЖДЕНІЯ МИНИСТЕРСТВЪ. <...> Исторія отношеній государства къ народному образованію, какъ само собою очевидно, должна им ть въ виду, съ одной стороны, изм ненія въ ход народнаго образованія, съ другой — развитіе самаго государства, именно задачъ его и т хъ его органовъ, спеціальною функціею коихъ сд лалось народное образованіе. <...> Историческія изм ненія какъ органовъ государства, такъ и отправленій, взаимно условливаютъ другъ друга. <...> Какъ въ организмахъ физической природы органы растутъ и укр пляются по м р и въ силу возникновенія потребностей, такъ въ особенности и въ государственномъ организм . <...> Въ исторической жизни народовъ легко можетъ бьтть наблюдаема эта необходимая связь государственнаго устройства и государственнаго управденія. <...> 1 — 2 — Органами государственной жизни Оываютъ первоначально естественные элементы его: общины (и корпораціи), роды (и потомъ соеловія); лишь въ поздн йшее вреыя являются спецімьные — равные ко своему значенію органы государственнаго управленія, которыі; отличаются отъ прежнихъ (элементовъ) государства лишь т мъ, что лишены самостоятельныхъ жизненныхъ основъ, могутъ быть изм ияемы и отс каемы по производу. <...> Между т мъ. въ д йствительности роды (иди общины и потомъ кориораціи), сословія (или зеыства) суть историческія форлы самаго государства и ие мог тъ быть поставлены въ <...>
Государство_и_народное_образование_в_России_с_XVII_века_до_учреждения_министерств.pdf
Стр.1
ЩШ ГОСУДАРСТВО и ШЩШ ШШШШІ61) 11( 1 ДО УЧРЕЖДЕШЯ МИНИСТЕРСТВЪ. clUb. олсмимікск,ало-<}Оиоа,но а,. (Оттиски изъ Журнала Министерства Народнаго Просв щенія.) ч — Y - ^ Я САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Типографія Р. С. БАДАШКВА (Большая Садовая, д. № 49—2).
Стр.2
I Иэ коллекции ; ccopa B. 3. Грабаря fill ІІІШЖІІІ ІМНШ! я^ а з сЗ?.о Дозводено ір;ннуроіо. С.-Питербургъ, 19 Апр ля, 1874 гвда. ( I Госудаг-ст^ш»! ': БИБДЙОТЕКА j Іки. g. «..«ш«] 2007066262
Стр.3
ГОСУДДРСТВО И НАРОДНОЕ 0БРА30ВАНІЕ ВЪ РОССІИ СЪ XYII BbU ДО УЧРЕЖДЕНІЯ МИНИСТЕРСТВЪ. Исторія отношеній государства къ народному образованію, какъ само собою очевидно, должна им ть въ виду, съ одной стороны, изм - ненія въ ход народнаго образованія, съ другой — развитіе самаго государства, именно задачъ его и т хъ его органовъ, спеціальною функціею коихъ сд лалось народное образованіе. По ц ли нашего изсл дованія, первая сторона задачи для насъ мен е важна; она является лишь необходимымъ средствомъ для р шенія посл дняго вопроса. Предметъ нашъ—не исторія образованія вообще, и еще мен е исторія обученія и воспитанія, а исторгя права образованія, то-есть, исторія одной изъ частей русскаго административнаго права. Однако, вопросъ, избранный нами, какъ и вс вопросы, относящіеся къ государственному управленію, касается не однихъ лишъ функцій государственной жизни, но вм ст съ т мъ и организаціи государства. Историческія изм ненія какъ органовъ государства, такъ и отправленій, взаимно условливаютъ другъ друга. Правильно устроенный органъ не только хорошо исполняетъ назначенную ему задачу, но и поддерживаетъ ея жизненность; устроенный неправиЗгьно задерживаетъ отправленія, убиваетъ потребности. Съ другой стороны, состояніе отправленій д йствуетъ на судьбу органовъ. Какъ въ организмахъ физической природы органы растутъ и укр пляются по м р и въ силу возникновенія потребностей, такъ въ особенности и въ государственномъ организм . Неуправляемый органъ теряетъ способность д йствовать и, наконецъ, совершепно умираетъ. Въ исторической жизни народовъ легко можетъ бьтть наблюдаема эта необходимая связь государственнаго устройства и государственнаго управденія. 1
Стр.4
— 2 — Органами государственной жизни Оываютъ первоначально естественные элементы его: общины (и корпораціи), роды (и потомъ соеловія); лишь въ поздн йшее вреыя являются спецімьные — равные ко своему значенію органы государственнаго управленія, которыі; отличаются отъ прежнихъ (элементовъ) государства лишь т мъ, что лишены самостоятельныхъ жизненныхъ основъ, могутъ быть изм - ияемы и отс каемы по производу. Въ н ыецкой наук о государств установилось и перешло въ русскую науку ппое воззр ніе на историческую л стницу элемеитовъ государства, которые вы ст съ т мъ служатъ органами управленія. Противополагая „гражданское общество" государству, къ nej)вому относятъ историческія формы: роды и сословія. Между т мъ. въ д йствительности роды (иди общины и потомъ кориораціи), сословія (или зеыства) суть историческія форлы самаго государства и ие мог тъ быть поставлены въ отношеніи къ нему ни въ какую иидовую противоположность. ЗИшіь ошибочнымъ понятіеыъ о государств можно объясниті. т постоянныя противор чія, въ которыя впадаютъ лучшіе публицисты въ ученіи о государственноыъ управленіи; относя къ такъ называе.моыу „гражданскому обществу" органы самоуправленія (Selbstverwiilfungskorper) и ферейны, они на долю государства оставляютъ лиші, ііравительственн)'ю д ятельность, вротивополагая д ятельность вервыхъ д ятельности втораго, какъ частную правительственной. Та'.{имъ образомъ, понятіе о государств съуживается до понятія о правительств , или на оборотъ, понятіе о правительств расширяется до понятія о государств '). Между т мъ т же самые писатели въ ученін о государственномъ устроиств твердо держатся разумной зшсли, что вс низшія форыы (роды, сословія и т. д.) облечены государственні.игі. значеніемъ и, съ да.![ьн Гішилъ развитіемъ общества, не нисиадаютъ въ область частнаго права. Въ частности — по отношенію къ нашему вопросу,—это см шевіе основныхъ представленій ведетъ ко многимъ ошибочныш. выводаыъ, наприм ръ, къ различенію профессіональнаго образованія и общаги, какъ принадлежностей общества и государства, къ отд ленію воспитанія отъ общественнаго образованія и т. д. И такъ, говоря объ отношеніи государства къ народноыу образо') См., наприм ръ, Stein: Das Bildungswesen (Verwaltuugslehre, V.) S. 20 н f. (1868).
Стр.5