Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683121)
Контекстум

Народное просвещение по указам Петра Великого (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛешков Василий Николаевич
Издательствов Университетской тип. (М. Катков)
Страниц28
ID59123
Лешков, В.Н. Народное просвещение по указам Петра Великого : читано 21 февр. 1877 г. в годичном заседании Московскаго юридическаго о-ва / [В. Лешков]; В.Н. Лешков .— : в Университетской тип. (М. Катков), 1877 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59123 (дата обращения: 08.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Въ этомъ загдавіи, равно какъ въ этихъ эпиграфахъ, лежитъ объясненіе того, почему мы вносимъ вопросъ о првсв щеніи въ наше Юридическое Общество. <...> Мы ищемъ р шенія задачи: пригодна ли полиція, въ области просв щенія, мыслнма ли сила и неволя въ сфер вауки, искусства, образованія,—и гд пред лы для возд йствія государства на просв щеніе,которыми идея становится положительнымъ правомъ? <...> Изв стно, что изъ трехъ главныхъ и высшихъ челов ческихъ обществъ, государство и церковъ немыслимы безъ идеи власти, и что все государственное право страны есть только развитіе идей о государственной власти, подобно тому, какъ право цервовное все выводится изъ ндеи церковной власти. <...> Наоборотъ земство и земское народное общество не знаетъ такой властн, единой, непрерывной, надъ вс ми д йствующей, воплощаемой въ постоянномъ субъект , лиц или учрежденш. <...> 1 2007041096 _ 2 — возобновляемыхъ въ бол е, или мен е краткіе сроки, органы земской власти постоянно м няются и власть ихъ готова переходить отъ лица къ лицу, давая ЗНЁОЬ, что она исключцтельно принадлежиЪ^ земст*у. <...> Въ областн науки, искусства, или промышленности, власть- законодательі^ая находится въ самой яаук , въ теоріи,—власть судсбнаЯ'—въ критик ,—администрація—въ интеллигенціи стрщъі и въ ея обществееномъ мн ніи. пАмшаАчтзі mtm Между т мъ мы очень хорошо знаемъ, что и въ этой области знанія и образованія ио м сгамъ д йствуютъ лементы прннужд^шя, силы, указныхъ распоряженій. <...> Силою должно было забирать д тей въ школы Владиміра Св.,—къ государственной власти <...>
Народное_просвещение_по_указам_Петра_Великого.pdf
Стр.1
НІРОДНОЕ ПРОСБЪЩЕИІБ, ПО ГКАЗАМЪ ПЕТРА ВЕЛИКАГО *). „ПОІИЦІЯ—душа rpaasAaHCTBa." (Ferj. Главн. Матнс^ата, 1731). Не лсе-ль веволею сд лано?" (Ув. 1723, воября 5). я Въ этомъ загдавіи, равно какъ въ этихъ эпиграфахъ, лежитъ объясненіе того, почему мы вносимъ вопросъ о првсв щеніи въ наше Юридическое Общество. Мы ищемъ р - шенія задачи: пригодна ли полиція, въ области просв щенія, мыслнма ли сила и неволя въ сфер вауки, искусства, образованія,—и гд пред лы для возд йствія государства на просв щеніе,которыми идея становится положительнымъ правомъ? Изв стно, что изъ трехъ главныхъ и высшихъ челов ческихъ обществъ, государство и церковъ немыслимы безъ идеи власти, и что все государственное право страны есть только развитіе идей о государственной власти, подобно тому, какъ право цервовное все выводится изъ ндеи церковной власти. Наоборотъ земство и земское народное общество не знаетъ такой властн, единой, непрерывной, надъ вс ми д йствующей, воплощаемой въ постоянномъ субъект , лиц или учрежденш. Посредствомъ періодическихъ выборовъ. *) Чнтано 21 февраля 1877 row вътодичномъ зас даніи Московскаго Юридическаго Общества. 1 2007041096
Стр.2
_ 2 — возобновляемыхъ въ бол е, или мен е краткіе сроки, органы земской власти постоянно м няются и власть ихъ готова переходить отъ лица къ лицу, давая ЗНЁОЬ, что она исключцтельно принадлежиЪ^ земст*у. Понятно, почему въ д - лахъ наукъ, иекусстсъ ^/пр^шшлеиносш^. служащей из^ъ осуществленіемъ, мы н^<^иііі>^ господстра^власти, столый) необходимой въ областіі поЖІики и в ры, и въ жизни государства и церкви. Въ областн науки, искусства, или промышленности, власть- законодательі^ая находится въ самой яаук , въ теоріи,—власть судсбнаЯ'—въ критик ,—администрація—въ интеллигенціи стрщъі и въ ея обществееномъ мн ніи. пАмшаАчтзі mtm Между т мъ мы очень хорошо знаемъ, что и въ этой области знанія и образованія ио м сгамъ д йствуютъ лементы прннужд^шя, силы, указныхъ распоряженій. Силою должно было забирать д тей въ школы Владиміра Св.,—къ государственной власти обращался епископъ Геннадій, уб ждая учреднть по городаыъ училшца, — сама эта власть, въ лиц Грознаго, настаивала на учрежденіи школъ,—ея санкціи требовали приходы, желавшіе учредить у себя училища, равно какъ ея'освященію обазана своішъ существованіемъ Греколатино-славянская Академія. Стало-быть есть стороны, въ д л просв щенія, которыя подлежатъ д йствію силы и принужденія; но какіа? Просв щеніе страны состонтъ изъ сл дующихъ элементовъ: изъ воепитанія и обученія, совершаемыхъ преимущественно семьею,'—изъ образованія, которое доставляется общинами, нацр. по городамъ, и собственно просв щенія, составляющаго продуктъ всего народнаго общества, съ его наукою, искусствомъ. Способъ, которымъ все это совершается, состоитъ въ в чномъ взаимод йствіи нисшнхъ элементовъ съ высшими, чрезъ что воспитаеіе и наученіе д лаютъ возыожнылъ просв щеніе, а образованіе и просв щеніе в чно сод йствуютъ возвышенію принциповъ восиитанія и ученія. Природа челов ческаго духа родитъ начала воспитанія, предметы и средства научееія, равно какъ истины и принциаи для образованія и просв щенія; но также точно при
Стр.3