Въ этомъ загдавіи, равно какъ въ этихъ эпиграфахъ, лежитъ объясненіе того, почему мы вносимъ вопросъ о првсв щеніи въ наше Юридическое Общество. <...> Мы ищемъ р шенія задачи: пригодна ли полиція, въ области просв щенія, мыслнма ли сила и неволя въ сфер вауки, искусства, образованія,—и гд пред лы для возд йствія государства на просв щеніе,которыми идея становится положительнымъ правомъ? <...> Изв стно, что изъ трехъ главныхъ и высшихъ челов ческихъ обществъ, государство и церковъ немыслимы безъ идеи власти, и что все государственное право страны есть только развитіе идей о государственной власти, подобно тому, какъ право цервовное все выводится изъ ндеи церковной власти. <...> Наоборотъ земство и земское народное общество не знаетъ такой властн, единой, непрерывной, надъ вс ми д йствующей, воплощаемой въ постоянномъ субъект , лиц или учрежденш. <...> 1 2007041096
_
2 —
возобновляемыхъ въ бол е, или мен е краткіе сроки, органы земской власти постоянно м няются и власть ихъ готова переходить отъ лица къ лицу, давая ЗНЁОЬ, что она исключцтельно принадлежиЪ^ земст*у. <...> Въ областн науки, искусства, или промышленности, власть- законодательі^ая находится въ самой яаук , въ теоріи,—власть судсбнаЯ'—въ критик ,—администрація—въ интеллигенціи стрщъі и въ ея обществееномъ мн ніи. пАмшаАчтзі
mtm
Между т мъ мы очень хорошо знаемъ, что и въ этой области знанія и образованія ио м сгамъ д йствуютъ лементы прннужд^шя, силы, указныхъ распоряженій. <...> Силою должно было забирать д тей въ школы Владиміра Св.,—къ государственной власти <...>
Народное_просвещение_по_указам_Петра_Великого.pdf
НІРОДНОЕ ПРОСБЪЩЕИІБ,
ПО ГКАЗАМЪ ПЕТРА ВЕЛИКАГО *).
„ПОІИЦІЯ—душа rpaasAaHCTBa."
(Ferj. Главн. Матнс^ата, 1731).
Не лсе-ль веволею сд лано?"
(Ув. 1723, воября 5).
я
Въ этомъ загдавіи, равно какъ въ этихъ эпиграфахъ, лежитъ
объясненіе того, почему мы вносимъ вопросъ о првсв
щеніи въ наше Юридическое Общество. Мы ищемъ р -
шенія задачи: пригодна ли полиція, въ области просв щенія,
мыслнма ли сила и неволя въ сфер вауки, искусства, образованія,—и
гд пред лы для возд йствія государства на просв
щеніе,которыми идея становится положительнымъ правомъ?
Изв стно, что изъ трехъ главныхъ и высшихъ челов ческихъ
обществъ, государство и церковъ немыслимы безъ идеи
власти, и что все государственное право страны есть только
развитіе идей о государственной власти, подобно тому,
какъ право цервовное все выводится изъ ндеи церковной
власти. Наоборотъ земство и земское народное общество не
знаетъ такой властн, единой, непрерывной, надъ вс ми д йствующей,
воплощаемой въ постоянномъ субъект , лиц
или учрежденш. Посредствомъ періодическихъ выборовъ.
*) Чнтано 21 февраля 1877 row вътодичномъ зас даніи Московскаго
Юридическаго Общества.
1
2007041096
Стр.2
_ 2 —
возобновляемыхъ въ бол е, или мен е краткіе сроки, органы
земской власти постоянно м няются и власть ихъ готова
переходить отъ лица къ лицу, давая ЗНЁОЬ, что она исключцтельно
принадлежиЪ^ земст*у. Понятно, почему въ д -
лахъ наукъ, иекусстсъ ^/пр^шшлеиносш^. служащей из^ъ
осуществленіемъ, мы н^<^иііі>^ господстра^власти, столый)
необходимой въ областіі поЖІики и в ры, и въ жизни государства
и церкви. Въ областн науки, искусства, или промышленности,
власть- законодательі^ая находится въ самой
яаук , въ теоріи,—власть судсбнаЯ'—въ критик ,—администрація—въ
интеллигенціи стрщъі и въ ея обществееномъ
мн ніи.
пАмшаАчтзі mtm
Между т мъ мы очень хорошо знаемъ, что и въ этой области
знанія и образованія ио м сгамъ д йствуютъ лементы
прннужд^шя, силы, указныхъ распоряженій. Силою должно
было забирать д тей въ школы Владиміра Св.,—къ государственной
власти обращался епископъ Геннадій, уб ждая
учреднть по городаыъ училшца, — сама эта власть, въ лиц
Грознаго, настаивала на учрежденіи школъ,—ея санкціи требовали
приходы, желавшіе учредить у себя училища, равно
какъ ея'освященію обазана своішъ существованіемъ Греколатино-славянская
Академія. Стало-быть есть стороны, въ
д л просв щенія, которыя подлежатъ д йствію силы и принужденія;
но какіа?
Просв щеніе страны состонтъ изъ сл дующихъ элементовъ:
изъ воепитанія и обученія, совершаемыхъ преимущественно
семьею,'—изъ образованія, которое доставляется общинами,
нацр. по городамъ, и собственно просв щенія, составляющаго
продуктъ всего народнаго общества, съ его наукою,
искусствомъ. Способъ, которымъ все это совершается,
состоитъ въ в чномъ взаимод йствіи нисшнхъ элементовъ
съ высшими, чрезъ что воспитаеіе и наученіе д лаютъ
возыожнылъ просв щеніе, а образованіе и просв щеніе в чно
сод йствуютъ возвышенію принциповъ восиитанія и ученія.
Природа челов ческаго духа родитъ начала воспитанія,
предметы и средства научееія, равно какъ истины и принциаи
для образованія и просв щенія; но также точно при
Стр.3