Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684052)
Контекстум

О необходимости и способах всестороннего изучения русского сектантства (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПругавин Александр Степанович
Издательствотип. В. Безобразова и К°
Страниц48
ID59370
Пругавин, А.С. О необходимости и способах всестороннего изучения русского сектантства / [А.С. Пругавин]; А.С. Пругавин .— : тип. В. Безобразова и К°, 1880 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59370 (дата обращения: 16.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Знакомяеь съ ирограмыами, иъ разпое времд пздаппымп пашіппі учопыып обществами для пзсл дованія различпыхт. сторопъ русскон народпой лаізнп, пельзя пе зам тить въ нпхъ одного, на папіъ взглядъ весьма супі,естпенпаго, проб ла. <...> Я разум ю расколъ или, точн е гоіюря, сектаптство. <...> Даже г.ъ ирограмм , издапной ИМПЕРАТО СКПМЪ Русскпмъ Гсографіічесіііі.мгі Обществомъ для собиранія м стпихъ этіюграфпческихъ св д ній вообщо и въ частностн для изсл довапія умствепиой u иравственноп жнзни русскаго парода и тъ пи одіюго вопроса, которнй-би обращал'ь впиыаніе изсл дователя народиоп жпзин на состояпіс раскола въ изучаемои имъ ы стпости. <...> Безъ сомн нія, проб лъ этотъ вмолп нонятеігь u объяспяется т мъ, что еще недавпо было время, когда салый вопросъ о раскол и сектантств облеченъ былъ въ непрошщаемуіо таииу. <...> Во іізб, жаиіе недоразум иій, счнтаемъ іісобходимылъ зам тить, что подъ словомъ «расколъ» мы разум емъ совокуипость вс хъ во- ~ 2 - обще религіозно-бытовы ь протестопъ п разгюмислій руссішго парода. <...> Такимъ образомъ иодъ словоыъ «расколъ» мы разум емъ нетолько расколъ-старообрядчества но также и, вс т секты, которыя духовными писателлмп называются обнкпоііеиио «ересямн» и которыя обыкновенно выд ляются ими нзъ ионятія о раскол . <...> Къ числу «epeceft» духовные иисатели, какъ изв стпо, относятъ вопервыхъ разныя мистнчсскія секты, въ род хлнстовъ, скопцовъ и проч. п во вторыхъ секты раці <...>
О_необходимости_и_способах_всестороннего_изучения_русского_сектантства.pdf
fit БагЗ^^Н
Стр.1
J г A. С.ПругАвинъ 0 иЕОБХОДИМОСТИ И СПОСОБАХЪ ВСЕСТОРОНІШГО ИЗУЧЕИШ РУССКАГО СЕНТАНТСТВА. Знакомяеь съ ирограмыами, иъ разпое времд пздаппымп пашіппі учопыып обществами для пзсл дованія различпыхт. сторопъ русскон народпой лаізнп, пельзя пе зам тить въ нпхъ одного, на папіъ взглядъ весьма супі,естпенпаго, проб ла. Одно пзъ наибол е лркнхт,, папбол е характерныхъ явленій пародиой ЖІІЗНІІ какъ будто забыто, обондено этими ирогразшаыи, илп-іке, в рн е говоря, на него ио обращепо того вниыанія, котораго, безъ сомн нія, заслужпваетъ это зам чателькое явлеиіе русскоп жнзпи. Я разум ю расколъ или, точн е гоіюря, сектаптство. Даже г.ъ ирограмм , издапной ИМПЕРАТО СКПМЪ Русскпмъ Гсографіічесіііі.мгі Обществомъ для собиранія м стпихъ этіюграфпческихъ св д ній вообщо и въ частностн для изсл довапія умствепиой u иравственноп жнзни русскаго парода и тъ пи одіюго вопроса, которнй-би обращал'ь впиыаніе изсл дователя народиоп жпзин на состояпіс раскола въ изучаемои имъ ы стпости. Безъ сомн нія, проб лъ этотъ вмолп нонятеігь u объяспяется т мъ, что еще недавпо было время, когда салый вопросъ о раскол и сектантств облеченъ былъ въ непрошщаемуіо таииу. Попятио, что при подобпыхъ условіяхъ гласное, откритое изсл довапіе воироса было певозможно. Но это вромя, теиерь, уже прошло іі ііропідо, копечно, не за т мъ, тгобн верпуться снова. Во іізб, жаиіе недоразум иій, счнтаемъ іісобходимылъ зам тить, что подъ словомъ «расколъ» мы разум емъ совокуипость вс хъ во
Стр.2
~ 2 - обще религіозно-бытовы ь протестопъ п разгюмислій руссішго парода. Такимъ образомъ иодъ словоыъ «расколъ» мы разум емъ нетолько расколъ-старообрядчества но также и, вс т секты, которыя духовными писателлмп называются обнкпоііеиио «ересямн» и которыя обыкновенно выд ляются ими нзъ ионятія о раскол . Къ числу «epeceft» духовные иисатели, какъ изв стпо, относятъ вопервыхъ разныя мистнчсскія секты, въ род хлнстовъ, скопцовъ и проч. п во вторыхъ секты раціоналистнческіл, въ род молоканства, штунды и т. п.... He можетъ, конечно, иодлежать ннкакому сомн пію, что расколъ, въ м стахъ его распространеніл, пм етъ огромное вліяніе какъ на умственыый, такъ еще бол е на нравствейный строй жнзпц русскаго народа.... А гд -же не распрострапеиъ расколъ? Возьмемъ-дп ыы центръ Росеіп, возьмемъ-лп ея окраины — везд и всюду мы встр тимся съ расколомъ. Гн здитсл оыъ н въ Москв , и въ Петербург и въ Казани п въ Одесс . Шпроісо раскинулся онъ по Волг , по Кам , по Уралу, ІІО Дону, по Двии ; кр пко упрочился онъ въ л сахъ и тундрахъ с вера, въ стеияхъ юга, въ горахъ Кавказа и Сибири. Мало того, онъ и теперь ростетъ и развивается все бол е и бод е, обнаруживая npu этомъ зам чательную живучесть. Во множеств возникаютъ и нер дко съ нев роятпою быстротою расвространяются все новыя u новыя сектн, ученія и толки. Такъ за носл днее время возникла ц лая серія повмхъ сектъ, изъ которыхъ п которыя усп ли распространпться на весьма значительние раноны. Болыпинство изъ этихъ сектъ иредставляют'ь СВОНМІІ ученіямн п что совершенно самостоятельное, совершеино новое, такъ что нер дко бываетъ весьма трудио просл дить связь ігхъ съ т мъ ігервоначальнымъ старообрядчествомъ, которое обыкновенно считается родоначальншшмъ вс хъ ученій въ дух раскола. Къ такпмъ сектамъ сл дуетъ отвести: молоканъ, штундистовъ, общнхъ, воздиханцевъ, субботниковъ, отчасти б гуновъ u мпожество другихъ, мен е изв стныхъ. Самыя дпкія, самыя нел ішл н иротшюестествешшя секты п ученія ыаходятъ себ масси ревиостиыхъ, фапатическц-иредаииыхъ посл дователей. Какая бездна пзув рства скрывается, напрнм ръ, въ учепіи сковцовъ п хлыстовъ, а ыежду т нъ эти секты не только не исчезаютъ, не ТОЛЫІО не слаб ютъ иодъ вліяніемъ направленныхъ на нпхъ строгнхъ пресл довашГі, а напротіівъ, съ зам - чательною быстротою ростутъ все бол е и бол е, нер дко увде
Стр.3