НИЩЕНСТВО,
КАКЪ ПРЕДІЕТЪ
Р ІЬ ,
произнесенная въ торжественномъ собраніи Императорскаго Новоросеійскаго
университета 30 Август 1885 года
ПРОФЕССОРОМЬ ИРОТОІКРИЕНЪ
fiA. Купрявцевымъ.
ОДЕССА.
ТИиОГРАФІЯ СОДВССКАГО В6СТПИКА», КРАСНЫЙ ПЕРВШКЪ, ДОИЪ JU 3 .
1885.
Стр.1
Печатано по распоряжеіііго Правленія ИЯПВРДТОРСКАГО Новороссій
скаго университета.
Ректоръ С. Я. Ярошгнко.
Стр.2
Нщенство, какъ тш п попвчвйя цецкви, общества и госшрстлл.
Лроф. протоіарея Ал. Кудрявцева.
Вопросъ о нищенств , которымъ я, съ разр шенія Сов та
ИМІІЕРАТОРСКАГО Новороссійскаго университета, буду им ть честь
занять ваше благосклонное вшшаніе въ настоящемъ торжественноиъ
собраніи, не есть вопросъ только государственный или
полицейскій, какъ принято, въ большинств случаевъ, думать
о немъ. Съ т хъ"пор'ъ какъ правительства, испробовавши вс
м ры къ устраненію нищенства, уб дились въ невозможности
бороться съ нимъ одн мп собственнымп силами и стали, мало
по налу, призывать на помощь къ себ церковь и общества,
онъ сд лался вопросомъ дерковно-обществеинымъ, такимъ, къ
разр шенію котораго призывается всякій, кому дороги интересы
церкви и государства. Особенно важно и необходимо при этомъ
церковное участіе. Иопеченіе о б дныхъ и нищихъ всегда было
самою существенною прішадлежностію жизни церковной. И многов
ковая практика ея выработала самые разнообразные образцы
его. Ей хорошо изв стно д.лореченіе въ госпиталяхъ, и попечені.С-
на.дому и попеченіе посредствомъ частной милостыни.
Каждый изъ этихъ впдовъ попеченія практиковался не какъ
нибудь, а вс ми посл дователями изв стнаго в роиспов данія,
и практиковался въ теченіи н сколькихъ в ковъ ; каждый усп лъ,
сл довательио, въ достаточной м р обнаружить въ себ и свои
достоинства и свои недостатки. И т и другіе и вообще скрыться
не могли, а т мъ бол е при той постоянной полемик , какую
вели между собою эти в роиспов данія. Кому, на прим ръ, изъ
сл дившихъ за полемикой между римо-католицизмомъ и лю*)
Р чь произнесенная въ торжественномъ собраніи ИМОЕРАТОРСКАГО
Новороссійскаго университета 30 Августа 1885 года.
Стр.3
2
теранствоиъ, не изв стно, какъ досд днее, нападая на догматйческія
воззр нія римо-католицизма, не щадило и его госпитальнокорпоративный
способъ прпзр нія б дныхъ и какъ римо-католицязмъ,
отражая нападенія лютеранства, изыскивалъ, въ свою
очередь, недостатки въ его способ призр нія б дныхъ на дому1
).
Вотъ какой богатый матеріалъ для р шенія вопроса о нищенств
можетъ дать одна практика церкви, а помимо практики есть
н что другое, высшее, ч мъ руководится и самая практика, —
это принципы церковные. Въ нихъ столько силы и могущества,
что стоитъ только какъ должно ими воспользоваться и ни безстыдство
промысловаго нищенства, ни безсердечіе достаточныхъ
классовъ общества не устоятъ подъ ихъ вліяніемъ. Отъ того*то
на запад , гд вопросъ о нпщенств разработывается съ большею,
ч мъ у насъ, полнотою, изсл дованія церковныя и пользуются
такимъ же вниманіемъ, какъ и изсл дованія экономическія.
Ёъ нимъ прислушиваются тамъ и люди, стоящіе во глав
государственнаго правленія и люди разныхъ званій и состояній.
Ими пользуются тамъ при каждой почти реФорм , какая предпринимается
въ д л борьбы съ нищенствомъ. Такъ было во
вс хъ прежнихъ реФормахъ общественнаго призр нія, такъ видимъ
и въ т хъ новыхъ, на необходимости которыхъ настаиваетъ
теперь западная литтература. Во вс хъ изданныхъ въ
посл днее время проэктахъ реоормъ наряду съ участіемъ общества
признается въ той или другой Форм и участіе церкви2
).
Вотъ какъ заканчивается одинъ изъ такихъ проэктовъ: с Для
усп шнаго д йствія, говорится въ немъ, какъ въ соціальной
области вообще, такъ ;въ д л попеченія о б дныхъ по преимуществу,
требуется преягде всего конФессіональный миръ и
согласное взаимод йствіе церкви и государства. А главное, что
особенно необходимо для спасенія отъ возростающаго паупе^
Hering: «Die Liebesthatigkeit der deutschen Reformation>. Studien
und Kritiken. 1884.
*) Ehrle: Beitrage zur Geschichte und Reform der Armenpflege. 1881.
D-r Reinohl: Arrnuth und Armenpflege. Ein Beitrag zur Losuug der Armenfrage.
1868. Etlber: Zur Reform des Armenwesens. 1867. Siegel: Zur Reform
der Gemeinde Armenpflege. 1880. Rocholl: Uber die Reform des Armenwesens.
1880. Jagielski: Die Uberhandnalime der Bettelei und ilire Bekampfung.
Ein Beitrag zur Organisation der Armenpflege. 1685.
Стр.4
3
ризыа, есть возвышеніе религіозяаго чувства въ народ . Возвратите
народу его релпгіюі1
). Если, и такъ, даже на запад ,
гд вліянію церковному противод йствуютъ: и раявптіе нев рія,
и антагонязігь между дерковію п государством^, и борьба конФессіональная,
вліянію этому усвояется значительное участіе,
то у нась, русскихъ, у которыхъ нев ріе не уса ло еще, благодаря
Бога, проникнуть въ массы народныя, у которыхъ н тъ
ни антагонизма между церковію и государствомъ, ни борьбы
между в роиспов даніями, т мъ бол е должно быть дано значеніе
всему тому, что предлагаетъ церковь для борьбы съ нищенствомъ.
На это-то участіе церкви въ р шеніи вопроса о
нищенств яинам ренъ обратить ваше благосклонное вниманіе.
1.
Апологія христіанскаго ученія о благотвор ніи.
Какъ ни благопріятно даже на самомъ запад стали относиться
къ участію церкви въ д л призр нія нищихъ, т мъ
не мен е, начиная говорить о немъ, нельзя еще не начинать
его апологіей. Мысль о вред такого участія, закравшись въ
общество съ половины Х П стол тія, не оставляетъ его и до
сихъ поръ и постоянно высказывается какъ въ западно-европейской
литтератур , такъ и въ нашей. Въ западно-европейской
литтератур она съ особенною дкостію высказана въ
сочиненіи Emminghaus'a: «Das Armenwesen und die Armengesetzgebung
der Evropaischen Sfcaatea (Berlin 1870), а въ нашей —
въ сочиненіи Прыжова: «Нищіе на Святой Руси> (Москва
1860 г.), въ составленной, подъ его вліяніемъ, стать Борисова:
«Нищенство по русскому законодательству > (Слово 1879 г.
Апр ль) и во многихъ другихъ журнальныхъ статьяхъ, появлявшихся
въ семидесятыхъ годахъ настоящаго етол тія. Такъ
Прыжовъ, говоря о происхожденіи нищенства, указываетъ, что
одною йзъглавныхъ причинъ этого пропсхояіденія было ученіе
церкви о значеніи милостыни, объ угожденіи ею Богу, о прощеніи
ради ея гр ховъ и объ умидостивительномъ д йетвіи ея
въ день страшнаго суда (стр. 59). Сл детвіемъ такого учеиія
было, по словамъ его, то, что нищіе считались красою церков»)
Ehrle. s. 133.
Стр.5