Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684416)
Контекстум

Острожская типография и ее издания (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСелецкий Арсений Константинович
Издательствотип. Печер. лавры
Страниц226
ID59714
Селецкий, А.К. Острожская типография и ее издания / [Арсений Селецкий]; А.К. Селецкий .— : тип. Печер. лавры, 1885 .— 226 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59714 (дата обращения: 21.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Острожская_типография_и_ее_издания.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Острожская_типография_и_ее_издания.pdf
i /fob) r ^ЯсбІс ^w-e^^w v» r> SI, * 1 Отъ автора. l I І i i i i i i TO Ж I I ЙСТОРИЧЕСКАЯ МОНОГРАФІЯ ВЪ 2-хъ ЧАСТЯХЪ."4 Й -^ш$^-— ^ ОСТРОЖСКАЯ ТИПОГРАФІЯ • гт о "ч: is. Е в гь. 1885 • Ф •
Стр.1
- ОСТРОЖСЕАЯ ТНПОГРАФІЯ И ЕЯ ИЗДАНІЯ. ^^ Религіозныя в ровапія составляютъ основу народ»іой жизни, сообщаютъ ей тотъ или иной обликъ, ту «ли иную индивидуальную форму. Весь историческій строй жизни данпаго народа носитъ на себ характеръ то воззр пій и в рованій. Изм неніе, въ сплу какихъ либо обстоятельствъ, религіозныхъ в рованій и формъ ихъ проявленія уже долткпо отразиться и на государственпомі. стро , порвать ту историческую нить, коі-орая связывастъ прошедшую и посл дующую жизнь народа, лпшить его прежнихъ основъ, того историческаго прошлаго, которое сообщило изв стный характеръ его культурному движенію. Но съ трудоиъ м - няются привычки, созданныя молодостію и нер дко остаются до глубокой старости, съ трудомъ, путеиъ борьбы и колебаній м няются уб жденія, съ которьши сжился челов къ, которыя насл довалъ онъ, какъ основныя традиціи, созданныя в ками. Если эта перем на уб жденій и привычекъ, новое направленіе жизненнаго теченія происходитъ не въ силу сознаиія непригодности старыхъ формъ и превосходства новыхъ, но ^ишь вн шнимъ постороннимъ давленіемъ, то т мъ трудн е переворотъ ч мъ выше народное самосознаніе и сильн е ув ренность въ собственной правот . Въ посл днемъ случа постороцрее вм шательство уже ощуіцает
Стр.2
ся, какъ парушрліе личной п обществепной свободы и равноправностп u подчиненіе сознается какъ политическое или нравствепное рабство. Является борьба за свои права, уб жденія,-словомъ старые родные порядки, къ воторымъ, быть можстъ, отпосились прежде даже ипдсферептію. Таьіе моменты вызываютъ особенное напряжопіе пародпаго духа, даютъ толчекъ прогресснвному двпженію челов чества. Челов къ, какъ u все вообще іёлов чество бол е склонепъ къ покою, ч мъ къ усиленпой до папряжепія д ятельности,—эти-то вв шиіе толчк» пробуждаютъ его отъ усыпленія и апатін. Поэтому-то и полезны и даже пеобходпмы эти вв шніе толчки хотя и обходятся опи нпогда слишкомъ дорого. Сообразно съ характеромъ борьбы и ея налравленіемъ усовсршаются и средства для благопріят«аго исхода ея. Ворьба политическая порождаетъ полководдевъ, борьба за уб жденія и в ру выдвигаетъ д я^олей въ области мыслн, пзобр таетъ средство для бол е удобнаго п легкаго распространепія идей, къ лоторымъ (средствамъ), при другихъ обстоятельствахъ, отнеслись 6ы, можетъ быть, съ предуб жденіемъ и яодозрителыіостію. Когда безсмертное изобр теніе Гуттенберга еще возбуждало самые кривые толки и даже суев рныя сомп иія въ главномъ центр русской жизни политической—Москв ,—типографскій станокъ уже приносилъ величайшую иользу русскому населеиію на западной, польско-литовской окраин , служа поддержкою наибол е жизненпыхъ эдементовъ православнаго народа. Да, это в понятно: въ Литв были совершенно иныя условія в характеръ теченія государственпой жизни, ч иъ въ Московскомъ царств н эти условія порождали иныя нужды и потребности. Въ Москв если и зарождалось умственное броженіе, то оно не им ло дальн йшаго развитія, тогда какъ Литва была центромъ этихъ религіозныхъ и политическихъ броженій и зд сь они заявиди себя слншкоаъ ощутительно- І йствительно, в ро
Стр.3
нспогіідиая оорьба составлпетъ характеристнческую отличительную черту исторіи югозападной русской Церквн еще отъ вреиввъ перваго соединенія Русско-Литовскаго княжества (1386 г.) съ Польскимъ королевствомъ до возсоедипенія его къ МосковскоіМу государству. XVI в къ—періодъ самой усилепвой борьбы и удіствеппаго двпженія, зародпвшагося на запад и занесеппаго на Польско-Литовскую почву, создалъ зваменптую на Волынп въ исторіи православія Острожскую тппографію, пия которой неразрывпо связалось съ представленіем7> этой бурной эпохи и именами ея д ятелей. Опа по праву заняла видное гЬсто въ исторіи этой борьбы за в ру между православіемъ и инов рной пропагандой,—я пе только въ исторіи православія вообще; по п въ исторіи развитія челов ческой мыслн въ частностп. Явпвшись кагь сл дствіе историческаго течевія обстоятольствъ, каігь отв тъ на запросы и вужды вреМРПП, Острожская типографія неразрывпо соеднняетъ свою судьбу съ этпмъ общимъ теченіомъ политической жкзни страпы: нсторія края XVI в ьа есть вм ст и ея исторія. Предшествовавшій ея основаиію поріодъ представляетъ совокупности причинъ ея появленія: она была пхт» итогомъ; очеркъ же совремсннаго ей положенія деркви уяснитъ характеръ ея и паправленіе ея д ятольностн. Просл дить д ятельность Острожской тнпографіи въ связи съ общимъ умственно-религіознымъ движеяіемъ края—вотъ та задача, которую вы полагаемъ въ основу этого изсл дованія. Понятно, что при такой постаяовк д ла мы будемъ обращать исключительное вниманіе только на т изданія, которыя являются прямымъ отв - томъ ва запросы даннаго времени, но не потому, чтобы пресл довали какое-либо предвзятое положеніе, полагали изв стныя теяденціи, а лишь по той сраввительной важности, какую им ютъ изданія этого рода въ ряду прочихъ, не іш вшихъ такой спеціальной ц ли. Согласно пррдначертанному олаяу, лы u ігерехадягь
Стр.4
къ религіозиымъ двпженіямъ Польши въ поріодъ предшествоваишій полвленію Острожской типографіи. ЧАСТ Ь ПЕРВАЯ. к Литпа (і) съ самыхъ раіпшхъ порі, представляетъ і:акую то гигаіітскую арепу политической п религіозной ^брьбы, wfcro уснлепныхъ умственныхъдвпженій, куда го^веі хъ стороиъ привносились элсменты брожепія, находя зд сь удобную среду для своего развитія. Было міюго соціалыіыхъ и политическихъ причинъ, всл дСТРІН которыхъ въ Лнтв и перем шались различные ;-»ломентм, сталкіі#ались люди различныхъ взглядовъ и уб яідснііі, зарождалась пеобуздаппая свобода мысли, слова і! ді.йствія, развилась воспрінмчивость ко всякаго рода вольномыслію, особсшю въ области релпгіозныхъ вопросовъ. Самое географпческое положеніе, такъ скаq зать, на распутьи полптическпхъ движеній—между Германіей, Лпвоніей, Татарами и Московской Русью, д - лало ее м стомъ постоянпыхъ столкновеній, зпакомило Ллтву съ этнми сос дпими, хотя и враждебпыми народностями, и такъ или нпаче вліяло на ходъ ея культурнаго развптія. Но кром этихъ военныхъ сношеній, были бол е мпрныя и дружелюбныя, ставившее Литовско-польское королевство въ связь съ Европейскимъ западомъ съ одпой стороиы, Востокомъ и Московскою Русью съ другой. Это были торговыя сношенія Ганзейскаго союза, въ которыхъ принимали участіе Краковъ, Вильна, Датщигъ, Позпаиь, Рига, Псковъ и Новгородъ (2). Эта торговая дорога служила проводникомъ идей запада, поставляла Лптовско-польское королевство г ство Литовское. (2) Bukowski. Dzieje lieformacyi w Polsce t. I. str. 60. (1) Подъ именемъ Литвы мы разум мъ вс велииое княжеKrakow Icco r.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически