-
Ш -х ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ ТЕМНЙКОВСКАІО СІШСІРСШІІІШШІ С О С Т А В Л Е Н О Б Ы В Ш И М Ъ НАСТОЯТЕЛЕМЪ САНАНСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ И Г У М Е Н О М Ъ т и х о н о м г ь (ИЗДАШЕ ВТОРОЕ.) <...>
'ТЕМНИІ<ОВСКАГО САНАКСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ 1
Общежительный Темниковскій, Рождество-Богородичный, У/ —мужскій Санаксарскій монастырь, находится въ Таибовскоі ^йархіи, въ трехъ верста^ъ отъ города Темникова, на л помъ •берегу р кн Мокши, протекающей почти подъ ст нами монастыря Названіе свое: Санаксарскій, или С ноксарскій—^монастырь, яолупилъ' отъ малаго озерца «Санаксаръ», находящагося подъ от нами монастыря, съ восточной стороны, или отъ окружаю
щих!) его с нокосовъ. <...> Къ; юго-востоку, на возвышевцомъ берегу—Мокши, раскинуть городъ Темяиковъ, съ окресностямн его живописными; къ с веро-востоку, за лугами и озерами, на. гор іъ красивой рощ , пріютился Темнаковскій Богородич
ной женскій монастырь, съ живописными видами,—вдаль,—до )ф самыхъ Саровскихъ темныхъ л совъ. <...> За нею тянется большой сосновый ионастырскій л съ, радс каемыц большою дорогою, изъ г. "Темникова въ города Касимовъ и Шацкъ. <...> Въ весеннее цв ту-
— 4 —
щее время, окресности монастыря восхитительны, отъ окружающяхъ разнородныхъ л совъ. <...> Въ разлитіе воды изъ города Темникова и съ горы женскаго монастыря, Санаксаръ съ трехъ сторонъ залитый водою, кажется плавающимъ въ вод . <...> Для желающихъ уединенной созерцальной жизни, ни ч мь не нарушаемаго спокорствія,. не нужно искать лучшаго м ста, какъ <...>
Историческое_описание_Темниковского_Санаксарского_монастыря.pdf
'
// /5JcJ
/I 0.
t f J I/
•
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ
ТЕМНЙКОВСКАІО
Ш -х
«*—r
—...СІШСІРСШІІІШШІ
СОСТАВЛЕНО
БЫВШИМЪ
НАСТОЯТЕЛЕМЪ САНАНСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ
ИГУМЕНОМЪ тихоном г
ь
(ИЗДАШЕ ВТОРОЕ.)
ТЕМНИКОВ ъ.
Титірафіп А. 31. Данилова.
1888
Стр.1
•si*'--.ДЬз'влгею* Цензурою Москва 1888 г. Ноября 9 дня.
Стр.2
'ТЕМНИІ<ОВСКАГО САНАКСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ
1
Общежительный Темниковскій, Рождество-Богородичный, У
—мужскій Санаксарскій монастырь, находится въ Таибовскоі
^йархіи, въ трехъ верста^ъ отъ города Темникова, на л помъ
•берегу р кн Мокши, протекающей почти подъ ст нами монастыря
Названіе свое: Санаксарскій, или С ноксарскій—^монастырь,
яолупилъ' отъ малаго озерца «Санаксаръ», находящагося подъ
от нами монастыря, съ восточной стороны, или отъ окружающих!)
его с нокосовъ.
М сто-положеніе монастыря прекрасное. Съ востока, с вера
я юга, окружаютъ его общиршие заливные луга,^Темяикавіскіе,
и частію монастырскіе. Къ;
юго-востоку, на возвышевцомъ
берегу—Мокши, раскинуть городъ Темяиковъ, съ окресностямн
его живописными; къ с веро-востоку, за лугами и озерами, на.
гор
іъ красивой рощ , пріютился Темнаковскій Богородичной
женскій монастырь, съ живописными видами,—вдаль,—до
самыхъ Саровскихъ темныхъ л совъ. Съ западной стороны:— )ф
рядъ монастырскихъ хозяйственныхъ построекъ, садъ изасадомъ
.гь особенной каменной .оград ^ небольшая, красивая,
кладбищенская церковь. За нею тянется большой сосновый
ионастырскій л съ, радс каемыц большою дорогою, изъ г.
"Темникова въ города Касимовъ и Шацкъ. Въ весеннее цв ту/
Стр.3
— 4 —
щее время, окресности монастыря восхитительны, отъ окружающяхъ
разнородныхъ л совъ. Въ разлитіе воды изъ города
Темникова и съ горы женскаго монастыря, Санаксаръ съ трехъ
сторонъ залитый водою, кажется плавающимъ въ вод .
Вн шній видъ монастыря очень красивъ. Зданія его,—вс
каменныя, прочной архитектуры, въ строго-аскетическомъ вкус ^
съ своеобразными кровлями, раснололсены на небольшой, возвышенной
береговой площадк ..
Для желающихъ уединенной созерцальной жизни, ни ч мь
не нарушаемаго спокорствія,. не нужно искать лучшаго м ста,
какъ Санаксарская пустыня. Будучи совершенно удаленъ отъ
мірскихъ селеній (ближе трехъ веретъ таковыхъ н тъ). Санаксаръ
скор е похожъ на уединенный пустынный скитъ. Жители
городскіе и окресные и даже богомольцы, во множеств проходя
щіечрезъ Темннковъ въ Саровскую пустынь, р дко пос -
щаютъ Санаксарскій монастырь, в роятно по особенному его
положенно за р кош, въ сторон отъ пути. Внутренняя жизнь
по этому, течетъ, безъразвлеченія,—тихо. Богослуженіе отправляется,
по чину строгихъ пустынныхъ обителей: не сп шяо,
благогов йно, вполн по церковному уставу, и зав ту отцевъ—
первояачальниковъ;
Только раза три, или четыре въ годъ, бываетъ въ Санаксар
большое стечете иогомольцевъ, изъ городскихъ Темниковскихъ
и окресныхь жителей:—это—въ главный хромовой праздникъ—
Рождества Богородицы 8 сентября;—Владсмірской иконы
23 іюня, на ус кновеніе главы Св. Предтечи—29 августа, и
на Воздвиженіе Честяаго Креста—14 сентября. Въ эти днипустынный
Санаксаръ оживляется и то не на долго, —не бол е
какъ на день и даже мен е. Иотомъ наступаетъ опять невозмутимая
тишина, и обычное теченіе жизни иноческой—покаянной
• Существованіе Санаксарскаго монастыря разд ллется на два
періода. Періодъ первый отъ основанія монастыря, до нрилисанія
его къ. Саровской пустыни, по причин оскуд яія. Періодъ
второй: отъ возобновленія до настаящаго времени.
Стр.4
- 5 -
При составленіи настоящаго онисанія св д нія взяты: изъ
архива монастыря, рукописной монастырской л тописи, начатой
въ 1792 году и краткаго описанія монастыря, изданнаго
въ 1802 году,
Періодъ первый.
I.
Св д ніе Объ основаніи Саяаксарскаго монастыря
и о первоначальник его Игумен
еодосіи.
Начало свое Санаксарскій монастырь,—или Санаксарская
пустынь, получилъ въ 1659 году, въ Царствованіе Благоче*
стив ишаго Царя Алексія Михаиловича.
Н кто житель г. Темникова иисецъ, служилый дворянинъ,
Лука Евсюіговъ, илад я м стомъ, гд теперь монастырь, яо
любви и усердію къ монашескому чину, нашелъ дачу свою
весьма удобною для уединенной жизни иноческой, а потому и
вздумалъ основать на ней монастырь.
Для этой д ли пригласилъ онъ, и:зъ опуст лаго монастыря,
находившагося близъ посада Кадома, въсел старомъ Кадом ,
старца игумена еодосія, который пришедши, и пл нившись
прекраснымъ уединеннымъ м стомъ, согласился остаться зд сь.
Съ помощію г. Евсюкова, и в роятио пришедшихъ изъСтароКадомской
обители братіп, и еще присоединившихся пустыннолюбцевъ,
игуменъ еодосіи, сначала построилъ часовню, для
отправленія въ ней молитвеяеаго бог.ослужебнаго чина,' потомъ
стали разчищать л съ и м сто для устройства Монастыря,
построили необходимыя для жилья хижины—келліи. Собравшееся
о Господ малое братство, подъ руководствомъ игумена
еодосія прожило такимъ образомъ, ,въ убожеств , окола
десяти л тъ.
Стр.5