Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683131)
Контекстум

Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря (190,00 руб.)

0   0
Первый авторТихон
Издательствотип. А.М. Данилова
Страниц65
ID59725
Тихон. Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря / [Соч.] Настоятеля Санаксарского монастыря игумена Тихона; Тихон .— 2-е изд. — : тип. А.М. Данилова, 1888 .— 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59725 (дата обращения: 09.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

- Ш -х ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ ТЕМНЙКОВСКАІО СІШСІРСШІІІШШІ С О С Т А В Л Е Н О Б Ы В Ш И М Ъ НАСТОЯТЕЛЕМЪ САНАНСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ И Г У М Е Н О М Ъ т и х о н о м г ь (ИЗДАШЕ ВТОРОЕ.) <...> 'ТЕМНИІ<ОВСКАГО САНАКСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ 1 Общежительный Темниковскій, Рождество-Богородичный, У/ —мужскій Санаксарскій монастырь, находится въ Таибовскоі ^йархіи, въ трехъ верста^ъ отъ города Темникова, на л помъ •берегу р кн Мокши, протекающей почти подъ ст нами монастыря Названіе свое: Санаксарскій, или С ноксарскій—^монастырь, яолупилъ' отъ малаго озерца «Санаксаръ», находящагося подъ от нами монастыря, съ восточной стороны, или отъ окружаю щих!) его с нокосовъ. <...> Къ; юго-востоку, на возвышевцомъ берегу—Мокши, раскинуть городъ Темяиковъ, съ окресностямн его живописными; къ с веро-востоку, за лугами и озерами, на. гор іъ красивой рощ , пріютился Темнаковскій Богородич ной женскій монастырь, съ живописными видами,—вдаль,—до )ф самыхъ Саровскихъ темныхъ л совъ. <...> За нею тянется большой сосновый ионастырскій л съ, радс каемыц большою дорогою, изъ г. "Темникова въ города Касимовъ и Шацкъ. <...> Въ весеннее цв ту- — 4 — щее время, окресности монастыря восхитительны, отъ окружающяхъ разнородныхъ л совъ. <...> Въ разлитіе воды изъ города Темникова и съ горы женскаго монастыря, Санаксаръ съ трехъ сторонъ залитый водою, кажется плавающимъ въ вод . <...> Для желающихъ уединенной созерцальной жизни, ни ч мь не нарушаемаго спокорствія,. не нужно искать лучшаго м ста, какъ <...>
Историческое_описание_Темниковского_Санаксарского_монастыря.pdf
' // /5JcJ /I 0. t f J I/ • ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНІЕ ТЕМНЙКОВСКАІО Ш -х «*—r —...СІШСІРСШІІІШШІ СОСТАВЛЕНО БЫВШИМЪ НАСТОЯТЕЛЕМЪ САНАНСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ ИГУМЕНОМЪ тихоном г ь (ИЗДАШЕ ВТОРОЕ.) ТЕМНИКОВ ъ. Титірафіп А. 31. Данилова. 1888
Стр.1
•si*'--.ДЬз'влгею* Цензурою Москва 1888 г. Ноября 9 дня.
Стр.2
'ТЕМНИІ<ОВСКАГО САНАКСАРСКАГО МОНАСТЫРЯ 1 Общежительный Темниковскій, Рождество-Богородичный, У —мужскій Санаксарскій монастырь, находится въ Таибовскоі ^йархіи, въ трехъ верста^ъ отъ города Темникова, на л помъ •берегу р кн Мокши, протекающей почти подъ ст нами монастыря Названіе свое: Санаксарскій, или С ноксарскій—^монастырь, яолупилъ' отъ малаго озерца «Санаксаръ», находящагося подъ от нами монастыря, съ восточной стороны, или отъ окружающих!) его с нокосовъ. М сто-положеніе монастыря прекрасное. Съ востока, с вера я юга, окружаютъ его общиршие заливные луга,^Темяикавіскіе, и частію монастырскіе. Къ; юго-востоку, на возвышевцомъ берегу—Мокши, раскинуть городъ Темяиковъ, съ окресностямн его живописными; къ с веро-востоку, за лугами и озерами, на. гор іъ красивой рощ , пріютился Темнаковскій Богородичной женскій монастырь, съ живописными видами,—вдаль,—до самыхъ Саровскихъ темныхъ л совъ. Съ западной стороны:— )ф рядъ монастырскихъ хозяйственныхъ построекъ, садъ изасадомъ .гь особенной каменной .оград ^ небольшая, красивая, кладбищенская церковь. За нею тянется большой сосновый ионастырскій л съ, радс каемыц большою дорогою, изъ г. "Темникова въ города Касимовъ и Шацкъ. Въ весеннее цв ту/
Стр.3
— 4 — щее время, окресности монастыря восхитительны, отъ окружающяхъ разнородныхъ л совъ. Въ разлитіе воды изъ города Темникова и съ горы женскаго монастыря, Санаксаръ съ трехъ сторонъ залитый водою, кажется плавающимъ въ вод . Вн шній видъ монастыря очень красивъ. Зданія его,—вс каменныя, прочной архитектуры, въ строго-аскетическомъ вкус ^ съ своеобразными кровлями, раснололсены на небольшой, возвышенной береговой площадк .. Для желающихъ уединенной созерцальной жизни, ни ч мь не нарушаемаго спокорствія,. не нужно искать лучшаго м ста, какъ Санаксарская пустыня. Будучи совершенно удаленъ отъ мірскихъ селеній (ближе трехъ веретъ таковыхъ н тъ). Санаксаръ скор е похожъ на уединенный пустынный скитъ. Жители городскіе и окресные и даже богомольцы, во множеств проходя щіечрезъ Темннковъ въ Саровскую пустынь, р дко пос - щаютъ Санаксарскій монастырь, в роятно по особенному его положенно за р кош, въ сторон отъ пути. Внутренняя жизнь по этому, течетъ, безъразвлеченія,—тихо. Богослуженіе отправляется, по чину строгихъ пустынныхъ обителей: не сп шяо, благогов йно, вполн по церковному уставу, и зав ту отцевъ— первояачальниковъ; Только раза три, или четыре въ годъ, бываетъ въ Санаксар большое стечете иогомольцевъ, изъ городскихъ Темниковскихъ и окресныхь жителей:—это—въ главный хромовой праздникъ— Рождества Богородицы 8 сентября;—Владсмірской иконы 23 іюня, на ус кновеніе главы Св. Предтечи—29 августа, и на Воздвиженіе Честяаго Креста—14 сентября. Въ эти днипустынный Санаксаръ оживляется и то не на долго, —не бол е какъ на день и даже мен е. Иотомъ наступаетъ опять невозмутимая тишина, и обычное теченіе жизни иноческой—покаянной • Существованіе Санаксарскаго монастыря разд ллется на два періода. Періодъ первый отъ основанія монастыря, до нрилисанія его къ. Саровской пустыни, по причин оскуд яія. Періодъ второй: отъ возобновленія до настаящаго времени.
Стр.4
- 5 - При составленіи настоящаго онисанія св д нія взяты: изъ архива монастыря, рукописной монастырской л тописи, начатой въ 1792 году и краткаго описанія монастыря, изданнаго въ 1802 году, Періодъ первый. I. Св д ніе Объ основаніи Саяаксарскаго монастыря и о первоначальник его Игумен еодосіи. Начало свое Санаксарскій монастырь,—или Санаксарская пустынь, получилъ въ 1659 году, въ Царствованіе Благоче* стив ишаго Царя Алексія Михаиловича. Н кто житель г. Темникова иисецъ, служилый дворянинъ, Лука Евсюіговъ, илад я м стомъ, гд теперь монастырь, яо любви и усердію къ монашескому чину, нашелъ дачу свою весьма удобною для уединенной жизни иноческой, а потому и вздумалъ основать на ней монастырь. Для этой д ли пригласилъ онъ, и:зъ опуст лаго монастыря, находившагося близъ посада Кадома, въсел старомъ Кадом , старца игумена еодосія, который пришедши, и пл нившись прекраснымъ уединеннымъ м стомъ, согласился остаться зд сь. Съ помощію г. Евсюкова, и в роятио пришедшихъ изъСтароКадомской обители братіп, и еще присоединившихся пустыннолюбцевъ, игуменъ еодосіи, сначала построилъ часовню, для отправленія въ ней молитвеяеаго бог.ослужебнаго чина,' потомъ стали разчищать л съ и м сто для устройства Монастыря, построили необходимыя для жилья хижины—келліи. Собравшееся о Господ малое братство, подъ руководствомъ игумена еодосія прожило такимъ образомъ, ,въ убожеств , окола десяти л тъ.
Стр.5