Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684065)
Контекстум

Описание рек Туры и Тобола как водных путей сообщения, связывающих систему р. Оби с Екатеринбурго-Тюменской ж. д., по исследованиям 1884-1885 годов (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЯнышев Леонид Иванович
Издательствотип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке)
Страниц32
ID59729
Янышев, Л.И. Описание рек Туры и Тобола как водных путей сообщения, связывающих систему р. Оби с Екатеринбурго-Тюменской ж. д., по исследованиям 1884-1885 годов / [Инж. Л.И. Янышев]; Л.И. Янышев .— : тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1885 .— 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59729 (дата обращения: 18.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

[БНВЛЙОГІЕ о^о^Ио Иасл дованія р къ Туры и Тобола были произведены, по иорученію департамента шоссейныхъ и водяныхъ сообщеній, въ 1884— 1885 гг., съ ц лыо собрать св д нія для р шенія вопроса: удовлетврряетъ-ли судоходный путь по Тур и Тоболу отъ Тюмени до Артамоновки современнымъ потребностямъ судоходнаго тамъ движенія? <...> Артамоновки или до Тобольска,. чтобьі обойти мелкія м ста Туры и Тобола? <...> Для р шенія этой задачи техническія изсл дованія были про изведены въ общемъ согласно инструкціи изсл дованія второстепевныхъ р къ и собраны на м ст , насколько представлялось возможнымъ, вс св д нія, им ющія значеніе для разр шенія задачи. <...> Полевыя работы состояли изъ разбивки, изм ренія и нивеллировки въ два нивеллира магистральной вдоль берега линіи, изм ренія и нивеллировки поперечныхъ профилей береговъ длиною около ІОб саж. отъ гребня каждаго берега, пром ровъ русла, изм ренія скоростей теченія и расходовъ воды и изсл дованія грунта помощью буреній. <...> Профили и пром ры снимались не р же, какъ черезъ версту; посл дніе, согласно инструкдіи, по бечев , разм ченнои Яныш въ. <...> Расходъ воды опред ленъ въ восьми м стахъ вертушкой Вольтмана. <...> Съемка каждаго берега производилась мензульная, на разстояніи до 100 саж. отъ берега. <...> Но им я въ виду необходимость ознакомиться съ общими очертаніями долины и съ характеромъ множества наполняющихъ долину старор чій, протоковъ и озеръ, были употреблены для этихъ дополнительныхъ работъ <...>
Описание_рек_Туры_и_Тобола_как_водных_путей_сообщения,_связывающих_систему_р._Оби_с_Екатеринбурго-Тюменской_ж._д.,_по_исследованиям_1884-1885_годов.pdf
"ШмІ t / 4''6-^ 2007111116 ОПИСАНІВ Р КЪ ТУРЫ И ТОБОЛА, какъ водныхъ путей сообщенія, связывающихъ систему р. Оби ь Екат ринбурго-тюзисенскою ж. д,, по изсл дованіямъ 1884—1885 годовъ. о^о^Ио [БНВЛЙОГІЕ НМвЦИ н Иасл дованія р къ Туры и Тобола были произведены, по иорученію департамента шоссейныхъ и водяныхъ сообщеній, въ 1884— 1885 гг., съ ц лыо собрать св д нія для р шенія вопроса: удовлетврряетъ-ли судоходный путь по Тур и Тоболу отъ Тюмени до Артамоновки современнымъ потребностямъ судоходнаго тамъ движенія? Если н тъ, то будетъ-ли выгодно углубить этотъ водный путь, и не выгодн е-ли? вм сто этого, продолжить Екатеринбурготюменскую жел зную дорогу до д. Артамоновки или до Тобольска,. чтобьі обойти мелкія м ста Туры и Тобола? Для р шенія этой задачи техническія изсл дованія были произведены въ общемъ согласно инструкціи изсл дованія второстепевныхъ р къ и собраны на м ст , насколько представлялось возможнымъ, вс св д нія, им ющія значеніе для разр шенія задачи. А. Описаніе полевыхъ работъ. Полевыя работы состояли изъ разбивки, изм ренія и нивеллировки въ два нивеллира магистральной вдоль берега линіи, изм - ренія и нивеллировки поперечныхъ профилей береговъ длиною около ІОб саж. отъ гребня каждаго берега, пром ровъ русла, изм ренія скоростей теченія и расходовъ воды и изсл дованія грунта помощью буреній. Профили и пром ры снимались не р же, какъ черезъ версту; посл дніе, согласно инструкдіи, по бечев , разм ченнои Яныш въ. 1 If< оЖО Лтн
Стр.1
2 м тками черезъ каждыя пять саж. Противъ м токъ пром ры производюксь футштокомъ; на большихъ-же глубинахъ лотомъ. Временныя водом рныя иаблюдснія производились въ семи м стахъ. Расходъ воды опред ленъ въ восьми м стахъ вертушкой Вольтмана. Съемка каждаго берега производилась мензульная, на разстояніи до 100 саж. отъ берега. Вышеизложен выя работы производились согласно требованію инструкціи. Но им я въ виду необходимость ознакомиться съ общими очертаніями долины и съ характеромъ множества наполняющихъ долину старор чій, протоковъ и озеръ, были употреблены для этихъ дополнительныхъ работъ упрощенные пріемы. Гребни (яры) долины зас кались мензулой везд , гд только возможно. Зат мъ съемка н которыхъ подробностей долины произведена глазом рная, а именно: разстоянія—шагами, углы—буссолью. Кром того, со вс хъ точекъ, откуда видны были не мен е 3-хъ предметовъ, снятыхъ мензулой, напр.: в хи, часовни, мечети и проч., снимались углы на эти предметы, что давало возможность наносить такія точки на планшеты, помощью протрактора, независимо отъ глазом рной съемки. По этимъ точкамъ выправлялись погр шности глазом рной съемки и изб галось большое накопленіе ошибокъ. Также представлялось необходимымъ увеличить насколько возможно, не задерживая другихъ работъ, число пром ровъ на мелкихъ м стахъ. Им я въ виду увеличить быстроту работъ и, сл довательно, количество пром ровъ, безъ чувствительнаго ущерба для точности работъ, и зд сь употребленъ упрощенный способъ: пром ры д лались черезъ равное число гребковъ по направленіямъ нормальнымъ къ берегу. Ширина р ки и направленіе пром ровъ опред лялись мензульною съемкой. Такой способъ далъ возможность увеличить число пром рныхъ профилей на меляхъ до 5-ти и даже до 10-ти на версту. Способъ этотъ оказался, при слабомъ теченіи и значительной ширин Туры и Тобола, весьма удовлетворительнымъ. Сравненіе этого способа съ пром рами по бечев сд лано въ н - сколькихъ м стахъ, причемъ характеръ очертаяія дна оставался одинаковъ, разница глубины въ отд льныхъ м стахъ была около 2 и 3-хъ сотыхъ саж., р дко 5 сотыхъ, и въ н сколькихъ отд льныхъ случаяхъ доходила до 10 сотыхъ. Какъ изв стно, почти такія-же разницы получаются (при слабыхъ грунтахъ) и въ случа если два раза пром рить одну и ту-же профиль по бечев . Им я въ виду, что половина работъ произведена зимою и настоящій случай чуть-ли не первый прим ръ зиданихъ р чвыхъ
Стр.2
3 изысканій (за исключеніемъ зимнихъ пром ровъ), считаю не лиганим сказать о нихъ н сколько словъ *). Обращеніе съ инструментами, даже съ мензулой при морозахъ до 5-ти и даже до 10-ти градусовъ, не представляло особенньгхъ затрудненій, не смотря на то, что работали въ перчаткахъ (шерстяныхъ). Точность нивеллировочныхъ работъ, повидимому, вовсе не страдала. Съемка м стностей представляла затрудненія, такъ какъ подъ сн гомъ трудно уловить очертанія береговъ, луговъ, пашней, болотъ и проч., которыя приходилось показывать на планшетахъ, на основаніи разсказовъ м стныхъ жителей. Очертаніе береговъ р ки пров рялось на пром рныхъ профиляхъ, для которыхъ горизонтальныя разстоянія изм рялись ц пыо. Что касается зимней нивеллировки уровня воды, то ее едва-ли можно рекомендовать безъ крайней, какъ въ данномъ случа , необходимости, такъ какъ зимнее движеніе воды им етъ свой особый характеръ, который нисколько не соотв тствуетъ л тнему ея движенію. Это видно изъ нижеизложеннаго. Въ низовьяхъ Туры расходъ воды опред ленъ и до замерзанія, и посл замерзанія р ки, и оказалось, что л тній расходъ около двухъ разъ больше зимняго, хотя, при зимнемъ опред леніи, горизонтъ воды стоялъ всего на 0,23 саж. ниже л твяго (расходы опред лялись помощью вертушки Вольтмана, зимніе во время оттепелей) **). Это указываетъ,во-первыхъ, на значительное вліяніе обстоятельствъ, уменыпающихъ скорость теченія, какъ, напр., треніе воды о поверхность льда, задержка движенія воды шугой (саломъ), которая сплошь забиваетъ н которыя с ченія р ки, и во-вторыхъ, на значительное уменьшеніе притока воды. Такимъ образомъ, общій характеръ движенья воды зимой сл дующій: количество воды уменьшается, посл дняя густ етъ и движеніе, совершаясь какъ-бы въ труб и подъ напоромъ, замедляется. Напоръ образуется отъ давленія льда и нер дко наблюдается, когда изъ только-что пробитой лунки вода бьетъ фонтаномъ высотою часто въ з аршина и бол е. Считаю не лишнимъ упомянуть зд сь о попыткахъ, хотя и не*) Партія, всл дствіе особыхъ обстоятельствъ, была сформирована въ Петербурге'только въ вачал августа. Полевыя работы въ Тюмени начаты въ начал сентября и окончены въ первыхъ числахъ декабря. Р ка замерзла въ посл днихъ числахъ октября. До замерзанія пройдено 120 верстъ, посл замерзанія—124. **) Можетъ быть, на такое изм неніе им ло также н которое вліяніе нзм - неніе коэффидіентовъ вертушки отъ повиженія температуры, 1*
Стр.3