"ШмІ
t /
4''6-^
2007111116
ОПИСАНІВ Р КЪ ТУРЫ И ТОБОЛА,
какъ водныхъ путей сообщенія, связывающихъ систему
р. Оби ь Екат ринбурго-тюзисенскою ж. д,, по изсл дованіямъ
1884—1885 годовъ.
о^о^Ио
[БНВЛЙОГІЕ
НМвЦИ
н
Иасл дованія р къ Туры и Тобола были произведены, по иорученію
департамента шоссейныхъ и водяныхъ сообщеній, въ 1884—
1885 гг., съ ц лыо собрать св д нія для р шенія вопроса: удовлетврряетъ-ли
судоходный путь по Тур и Тоболу отъ Тюмени до
Артамоновки современнымъ потребностямъ судоходнаго тамъ движенія?
Если н тъ, то будетъ-ли выгодно углубить этотъ водный
путь, и не выгодн е-ли?
вм сто этого, продолжить Екатеринбурготюменскую
жел зную дорогу до д. Артамоновки или до Тобольска,.
чтобьі обойти мелкія м ста Туры и Тобола?
Для р шенія этой задачи техническія изсл дованія были произведены
въ общемъ согласно инструкціи изсл дованія второстепевныхъ
р къ и собраны на м ст , насколько представлялось возможнымъ,
вс св д нія, им ющія значеніе для разр шенія задачи.
А. Описаніе полевыхъ работъ.
Полевыя работы состояли изъ разбивки, изм ренія и нивеллировки
въ два нивеллира магистральной вдоль берега линіи, изм -
ренія и нивеллировки поперечныхъ профилей береговъ длиною около
ІОб саж. отъ гребня каждаго берега, пром ровъ русла, изм ренія
скоростей теченія и расходовъ воды и изсл дованія грунта помощью
буреній. Профили и пром ры снимались не р же, какъ черезъ
версту; посл дніе, согласно инструкдіи, по бечев , разм ченнои
Яныш въ.
1
If<
оЖО
Лтн
Стр.1
2
м тками черезъ каждыя пять саж. Противъ м токъ пром ры производюксь
футштокомъ; на большихъ-же глубинахъ лотомъ. Временныя
водом рныя иаблюдснія производились въ семи м стахъ.
Расходъ воды опред ленъ въ восьми м стахъ вертушкой Вольтмана.
Съемка каждаго берега производилась мензульная, на разстояніи до
100 саж. отъ берега.
Вышеизложен выя работы производились согласно требованію
инструкціи. Но им я въ виду необходимость ознакомиться съ
общими очертаніями долины и съ характеромъ множества наполняющихъ
долину старор чій, протоковъ и озеръ, были употреблены
для этихъ дополнительныхъ работъ упрощенные пріемы. Гребни
(яры) долины зас кались мензулой везд , гд только возможно. Зат
мъ съемка н которыхъ подробностей долины произведена глазом
рная, а именно: разстоянія—шагами, углы—буссолью. Кром
того, со вс хъ точекъ, откуда видны были не мен е 3-хъ предметовъ,
снятыхъ мензулой, напр.: в хи, часовни, мечети и проч., снимались
углы на эти предметы, что давало возможность наносить
такія точки на планшеты, помощью протрактора, независимо отъ
глазом рной съемки. По этимъ точкамъ выправлялись погр шности
глазом рной съемки и изб галось большое накопленіе ошибокъ.
Также представлялось необходимымъ увеличить насколько возможно,
не задерживая другихъ работъ, число пром ровъ на мелкихъ
м стахъ. Им я въ виду увеличить быстроту работъ и, сл довательно,
количество пром ровъ, безъ чувствительнаго ущерба для точности
работъ, и зд сь употребленъ упрощенный способъ: пром ры д лались
черезъ равное число гребковъ по направленіямъ нормальнымъ
къ берегу. Ширина р ки и направленіе пром ровъ опред лялись
мензульною съемкой. Такой способъ далъ возможность увеличить
число пром рныхъ профилей на меляхъ до 5-ти и даже до 10-ти
на версту. Способъ этотъ оказался, при слабомъ теченіи и значительной
ширин Туры и Тобола, весьма удовлетворительнымъ. Сравненіе
этого способа съ пром рами по бечев
сд лано въ н -
сколькихъ м стахъ, причемъ характеръ очертаяія дна оставался
одинаковъ, разница глубины въ отд льныхъ м стахъ была около 2
и 3-хъ сотыхъ саж., р дко 5 сотыхъ, и въ н сколькихъ отд льныхъ
случаяхъ доходила до 10 сотыхъ. Какъ изв стно, почти такія-же
разницы получаются (при слабыхъ грунтахъ) и въ случа если два
раза пром рить одну и ту-же профиль по бечев .
Им я въ виду, что половина работъ произведена зимою и настоящій
случай чуть-ли не первый прим ръ зиданихъ р чвыхъ
Стр.2
3
изысканій (за исключеніемъ зимнихъ пром ровъ), считаю не лиганим
сказать о нихъ н сколько словъ *).
Обращеніе съ инструментами, даже съ мензулой при морозахъ
до 5-ти и даже до 10-ти градусовъ, не представляло особенньгхъ
затрудненій, не смотря на то, что работали въ перчаткахъ (шерстяныхъ).
Точность нивеллировочныхъ работъ, повидимому, вовсе
не страдала. Съемка м стностей представляла затрудненія, такъ
какъ подъ сн гомъ трудно уловить очертанія береговъ, луговъ,
пашней, болотъ и проч., которыя приходилось показывать на планшетахъ,
на основаніи разсказовъ м стныхъ жителей. Очертаніе береговъ
р ки пров рялось на пром рныхъ профиляхъ, для которыхъ
горизонтальныя разстоянія изм рялись ц пыо.
Что касается зимней нивеллировки уровня воды, то ее едва-ли
можно рекомендовать безъ крайней, какъ въ данномъ случа , необходимости,
такъ какъ зимнее движеніе воды им етъ свой особый
характеръ, который нисколько не соотв тствуетъ л тнему ея движенію.
Это
видно изъ нижеизложеннаго. Въ низовьяхъ Туры расходъ
воды опред ленъ и до замерзанія, и посл замерзанія р ки, и оказалось,
что л тній расходъ около двухъ разъ больше зимняго, хотя, при
зимнемъ опред леніи, горизонтъ воды стоялъ всего на 0,23 саж.
ниже л твяго (расходы опред лялись помощью вертушки Вольтмана,
зимніе во время оттепелей) **).
Это указываетъ,во-первыхъ, на значительное вліяніе обстоятельствъ,
уменыпающихъ скорость теченія, какъ, напр., треніе воды о поверхность
льда, задержка движенія воды шугой (саломъ), которая сплошь
забиваетъ н которыя с ченія р ки, и во-вторыхъ, на значительное
уменьшеніе притока воды. Такимъ образомъ, общій характеръ движенья
воды зимой сл дующій: количество воды уменьшается, посл
дняя густ етъ и движеніе, совершаясь какъ-бы въ труб и подъ
напоромъ, замедляется. Напоръ образуется отъ давленія льда и нер
дко наблюдается, когда изъ только-что пробитой лунки вода
бьетъ фонтаномъ высотою часто въ з аршина и бол е.
Считаю не лишнимъ упомянуть зд сь о попыткахъ, хотя и не*)
Партія, всл дствіе особыхъ обстоятельствъ, была сформирована въ Петербурге'только
въ вачал августа. Полевыя работы въ Тюмени начаты въ начал
сентября и окончены въ первыхъ числахъ декабря. Р ка замерзла въ посл днихъ
числахъ октября. До замерзанія пройдено 120 верстъ, посл замерзанія—124.
**) Можетъ быть, на такое изм неніе им ло также н которое вліяніе нзм -
неніе коэффидіентовъ вертушки отъ повиженія температуры,
1*
Стр.3