Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 683131)
Контекстум

Борьба с католичеством и умственное пробуждение Южной Руси к концу XVI в. (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАрхангельский Александр Семенович
Издательстворед. "Киев. старины"
Страниц64
ID59733
Архангельский, А.С. Борьба с католичеством и умственное пробуждение Южной Руси к концу XVI в. / [Соч.] А. Архангельского; А.С. Архангельский .— : ред. "Киев. старины", 1886 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59733 (дата обращения: 09.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

CA ?^я y>S~b%S%-4o Б О Р ^ ^ С Ъ К А Т О Л И Ч Е С Т В О М пг і умственное пройжденіе южной Руси и концу IYI в. <...> . 28 іюня 1569 года, въСіюблин . на общемъ собранш сейма, въ приеутствіи польскихъ сенаторовъ и короля Сигизмуяда-Августа, могущественн йшій представитель Литвы, Юрій Ходкевичъ, староста жмудскій, во глав съ другими литовско-русскими депутатами, при бывшими на ееймъ, отъ имени всего литовско-русскаго народа говорилъ польскому государю: «Св тл йигій, милостив йшій король! <...> Мы пришли сюда къ вашему величеству, чтобы покончить это д ло (д ло политическаго объединенія Великаго Княжества Литовскаго съ Польшей). <...> Мы не въ силахъ довершить этой защиты, и пусть это будетъ приписано препятствіямъ, судьб , временамъ... <...> Благоволите, ваша королевская милость, такъ привести къ концу это д ло, чтобы оно не было соединено съ нашей нево лею или посрамленіемъ нашимъ или нашихъ потомковъ... <...> Было і 2 БОРЬБА СЪ КАТОЛИЧЕОТВОМЪ. бы очень больно намъ или ішукамъ нашимъ, если бы пришлось вспоминать о сегодшшнихъ событіяхъ съ сожал ніемъ, вм сто ра дости, или обвинягь насъ, что мы не вид ли своей неволи... <...> Историкъ справедливо вам чаетъ, что это были «трагйчеекія минуты судорогъ, въ которыхъ билась самостоятельная литовская жизнь»... <...> Большая часть нын шнихъ нашихъ б лорусскихъ и малорусских ъ губерній въ XV—XVI вв. входила въ составь Великаго Княжества Литовскаго. <...> Область эту издавна наполняли два пле мени: литовское въ собственной <...>
Борьба_с_католичеством_и_умственное_пробуждение_Южной_Руси_к_концу_XVI_в..pdf
CA ?^я БОР^ ^ С Ъ КАТОЛИЧЕСТВОМ і умственное пройжденіе южной Руси и концу IYI в. (Историческт очеркб). 28 іюня 1569 года, въСіюблин . на общемъ собранш сейма, въ приеутствіи польскихъ сенаторовъ и короля Сигизмуяда-Августа, могущественн йшій представитель Литвы, Юрій Ходкевичъ, староста жмудскій, во глав съ другими литовско-русскими депутатами, прибывшими на ееймъ, отъ имени всего литовско-русскаго народа говорилъ польскому государю: «Св тл йигій, милостив йшій король! Мы пришли сюда къ вашему величеству, чтобы покончить это д ло (д ло политическаго объединенія Великаго Княжества Литовскаго съ Польшей). Мы соглашаемся на него, но съ великою болью и ст - сненіемъ сердца, по приказу вашей королевской милости, повинуясь вол вашей. Какъ все это намъ больно, невозможно выразить, этого словами. В дь мы обязаны нашему отечеству, какъ в рные его сыны, заботиться объ его благ , на сколько есть у насъ силъ. Призывае.мъ во свид тели ваше королевское величество и все настоящее собраніе, отечество свое мы защищали зд съ столько, сколько могли! Мы не въ силахъ довершить этой защиты, и пусть это будетъ приписано препятствіямъ, судьб , временамъ... Намъ приходится уступить, и мы уступаемъ, вв ряя наше д ло милости вашего величества, какъ исполнителю законовъ и общему нашему законному государю... Благоволите, ваша королевская милость, такъ привести къ концу это д ло, чтобы оно не было соединено съ нашей неволею или посрамленіемъ нашимъ или нашихъ потомковъ... Не допустите, ваше величество, посрамить насъ. Пусть этотъ актъ такъ .совершится, ч:тобы на насъ не было ни одного пятна! Будьте сами, ваше величество, стражемъ и умирителемъ совершаемаго д ла... Было і y>S~b%S%-4o пг
Стр.1
2 БОРЬБА СЪ КАТОЛИЧЕОТВОМЪ. бы очень больно намъ или ішукамъ нашимъ, если бы пришлось вспоминать о сегодшшнихъ событіяхъ съ сожал ніемъ, вм сто радости, или обвинягь насъ, что мы не вид ли своей неволи... Мы уже доведены до того, что должны бросигься съ униженной просьбой къ ногамъ вашей королевской милогти («тутъ, зам чаетъ современный актъ, вс съ плачемъ пали на кол ни«),. умоляемъ васъ, ради самаго Г)Ога, благоволите припомнить нашу службу, нашу и рно.-ть и кровь нашу, которую мы для твоей царской славы проливали. Благоволи такъ насъ устроить, чтобы это было для вс хъ съ честью, а не съ уштеніемъ, съ сохраненіемъ добраго имени нашего и твоей царской сов сти!»1 )... Историкъ справедливо вам чаетъ, что это были «трагйчеекія минуты судорогъ, въ которыхъ билась самостоятельная литовская жизнь»... Черезъ два дня иосл этого? 1 іюля 1569 года взаимною присягою было утверждено политическое единство Литвы я Польши, совершилась такъ называемая люблинская унія. Недаромъ литовскіе депутаты на кол няхъ взывали о милости къ польскому королю, недаромъ они соглашались па унію «съ великою болью и ст сненіемъ сердца»: совершившееся событіе, подготовленное несчастными историческими обстоятельствами Литвы, надолго самымъ р шигельнымъ образомъ изм нило судьбы литовскорусскаго края. Необходимо сд лать н сколько предварительныхъ зам чаній. Большая часть нын шнихъ нашихъ б лорусскихъ и малорусских ъ губерній въ XV—XVI вв. входила въ составь Великаго Княжества Литовскаго. Княжество это къ концу Х І в ка обнимало собою обширную область теперешнихъ губерній: виленской и ковенскоі (собственно такъ называемая «Литва» XV в ка), смоленской, витебской, минской, гродненской, могилевской, черниговской, кіевской, волынской и подольской. Область эту издавна наполняли два племени: литовское въ собственной Литв и русское, б лоруссы и малоруссы, въ остальной части княжества. Племя литовское, какъ видно и изъ самой занимаемой имъ , м стности, было несравненно <) Кояловгічъ, Литовская унія или посл днее соединевіе Литовскаго княжества съ Польскимъ королевствомъ на люблинскомъ сейм въ 1569 году. Сяб. 1863 г., стр. 75—79.
Стр.2
БОРЬБА СЪ КАТОЛИЧЙЕЕТВОМЪ. 3 маючисленн е преобладавшаго въ кра населенія русскаго, и стало рано подпадать вліянію посл дняго. Повидимому, судьба об щала въ будущемъ мирное сліяніе обоихъ племенъ. Бол е культурное, русское яаселеніе путемъ незапамятныхъ историческихъ сношеній и общей съ литовцами политической жизни рано стало передавать высшимъ классамъ Литвы свой языкъ, свою редигію, свои обычаи, понятія, нравы. Гоеударственнымъ языкомъ Великаго Княжества Литовскаго издавна был'і языкъ русскій; съ XIII—XIV в. онъ становится языкомъ управленія, законодательства, судопроизводства. Даже чисто литовскіе законы писались по-русски. «Судебникъ» Казиміра и литовскій Статутъ были изданы на русскомъ язык . Въ Статут даже прямо узаконялось: «Писарь земскій маетъ по русску, литерами и словы русскими, вси листы и позвы писати, а не иніпымъ языкомъ и словы»... Вм ст съ языкомъ шло вліяніе религіозное. Очень рано, уже въ до-монгольскій періодъ исгоріи, православіе стало проникать въ литовское насе^еніе, общая масса котораго, зам тимъ, была еще погружена вь язычество, высшій-же слой, князья и вельможи издавна считались католиками. Въ литовской столиц , въ Вильп , уже въ XV в к половина жителей были православными. Православіе начинаютъ испов дывать зд сь не только въ низшей масс , гд оно больше всего распространялось, но и въ высгаихъ сословіяхъ, въ сред литвиновъ-католиковъ. Въ XIV—XV вв. сами литовскіе великіе князья нер дко переходили въ православіе... Помимо языка и в ры, вліяніе русскаго населенія начинало сказываться въ Литв и въ другихъ сферахъ. Весь общественный бытъ Литвы все бол е и бол е складывался подъ вліяніемъ русскимъ. Особенно этому способствовали весьма нер дкіе случаи родства литовскихъ князей съ русскимъ великокняжескимъ домомъ: этимъ путемъ русскіе вносили въ литовское общество свои общественныя понятія, нравы, обычаи. Кром того, литовцы учились у русскихъ военному искусству, научались отъ нихъ строить и защищать кр пости, нер дко русскіе занимали у нихъ высіпія общественныя должности, являясь правителями ц лыхъ областей, посланниками. Въ силу вс хъ этихъ старыхъ вліяній и сношеній историки находятъ въ литовскихъ статутахъ постановленія, свид тельствующія о существованіи въ Литв старыхъ русскихъ началъ жизни и даже явно напоминающихъ нашу «Русскую Правду»...
Стр.3
4 БОРЬБА СЪ КАТОЛИЧЕОТВОМЪ. Ягелло, актомъ соединенія Литвы и Польши въ 1386 году, нанесъ первый р шигельный ударъ распространенію и упроченію русской народности въ Литв . Мало того, этотъ актъ подвергъ опасности самостоятельность самой русской національности, и даже въ ея собственныхъ областяхъ княжества. Главн йшимъ условіемъ уніи 1386 года было поставлено оффиціальное господство и распространеніе въ княжеств католичества. Въ королевской грамот , данной но случаю этого акта виленокому католическому бискупу, Ягелло прямо заявлялъ: семы разеудили, постановили, об щали, обязались и по принятіи св. Таинъ дали клятву вс хъ тодей народа литовскаго обоего пола, въ какомъ-бы они не были званіи, состояніи и чин , къ в р католической и св. послушанію римской церкви привести, принудить и вс ми способами присоединить, какой-бы-секты и различія они ни были» О- Съ какою ревностью р шился Ягелло осуществлять свое об щаніе, ноказываетъ то, что вскор самъ онъ, его братья и многіе изъ литовскихъ князей приняли католичество и даже снова перекрестились, хотя были уже христіанами восточнаго испов данія. Тотчасъ-же начались и открытыя пресл дованія правоелавныхъ. Отъ имени самаго короля они объявлены были теперь «мятежниками и схизматиками-» 2 )... Мирное расиространеше въ кра русскаго вліянія уступило свое м сто католической пропаганд . Вм ст съ этимъ, на почв того-же акта 1386 года польское правительство д лаетъ первыя попытки къ сліянію литовско-русскаго населенія княжества съ Полыней. На городельскомъ сейм 1413 года впервые узаконены были и для Литовскаго Княжества н которыя общественныя должности, по образцу Польши, предоставлено было княжеству им ть свои сеймы, по образцу польскихъ сеямовъ; кром того, тогда-же, въ видахъ объединенія, многимъ изъ литовско-русскихъ магнатовъ даны были гербы польскихъ родовъ, что влекло за собою введеніе различныхъ обычаевъ польской жизни 3 ). !) Кояловича, Лит. церк. уяія, т. I, стр. 8. *) Коялотча, Лит. церк. унія, т. I, -стр. 8, 24-4. з) Макушева, Общественные и государственные вопросы въ польской литератур вь XVI в. Сдав, сборникъ, т. III, С пб. 1876 г, стр. 29-30. Кояловчча, Чтенія по исторіи зап. Россіи, 1884 г., стр. 172.
Стр.4
БОРЬБА СЪ КАТОЛИЧЕСТВОМЪ. 5 Не смотря однако на вс эти частныя нововведенія, Великое Княжество Литовское пока продолжало еще оставаться самостоятельнымъ, совершенно отд льнымъ отъ Польши, государствомъ. Не то наступило съ момента люблинской уніи. Актомъ 1569 года, актомъ наружнаго уравненія правъ обоихъ государствъ, совершилось фактическое порабощеніе одного государства другому, Литвы Полып . Люблинская унія уничтожила вс преграды между Литвою и Польшей и открыла безпрепятственную дорогу и общегосударственному и религіозному вліянію Польши на литовско-русское населеніе. Поляки наводнили теперь Литву, «якъ чорна хмара», по выраженію одной малорусской п сни. Они чувствовали себя полными хозяевами, и д йствительно были ими. Литва должна была теперь составлять съ Польшей одно государство, им ть одинъ сенатъ, одни финансы, одно войско. Сеймы стали см шанными и чаще стали бывать въ Полып , представители Литвы см шивались съ представителями Польши. Два различныхъ народа—различныхъ по языку, в р , общественному строю, обычаямъ и симпатіямъ—теперь, въ силу искуственно придуманныхъ обязательствъ, должны были превратиться въ одинъ народъ, неразд льный и единодушный. При этомъ само собою подразум валось, что юридическая равноправность обоихъ государствъ должна быть фактической гегемоніей Польши. Перев съ, конечно, долженъ былъ склониться и самъ собою на сторону бол е культурную. Бол е образованная, бол е близкая къ западной Европ , Польша не могла не охватить литовскую Русь своимъ вліяніемъ. Литовскія должности быстро очутились въ рукахъ поляковъ. Въ силу договора, поляки могли им ть теперь въ Литв поземельную собственность, и не замедлили воспользоваться своимъ правомъ. Поляки скоро явились влад телями ц лыхъ" литовско-русскихъ областей. Имъ даже могло принадлежать право патронатства надъ литовско-русскими православными церквами и монастырями. Ом - шеніе всего литовско-русскаго съ польскимъ не зам тно превращалось въ фактическое устраненіе перваго посл днимъ, что д лалось и нам ренно, систематически, но нер дко происходило и невольно. Польское вліяніе самымъ нечувствительнымъ образомъ проникало въ литовско-русское общество. Вліяніе шло преимущественно черезъ высшіе слои, за которыми тянулось и среднее дворянство. Посл днее впрочемъ и само по себ подпадало польскому вліянію,
Стр.5