/«2^ 'ЯЛ
&%&! •
Й&У
тш f ііеі шадик шт п.
Miflr'
Щече»ША|Ш,
СП?..•
»«««; • •
'•.^ ;
..-. •
• ':'. ';:
: :'У''^^Щ^0Ф§Ш^
^,
:І І
Я^^^ШШІіШШйШіШіІ: ?ШШіШ^
:
':ШШІШШІ
'::
Й::|ЕШ
I t
І
•'Y ^5І$||$ЙЙ^
ШЩЩШ&г-,
.'. ••":'. г/ •«
• '; rf >:
u^-'f'v,'•'-t' ':
Ііш
-^Ш0^№?Ш '
над
I^S--:
Стр.1
ft*
^f%
«ЯР»*"; -
ъ
• «г
Ф^JMTEIi
ВРЕМЕНИ BOJCOEIBBEHIB ІІОШШ СТ» РОССІЕІ
Графъ Михаждъ Никитичъ Кр ч тниковъ3
Исшоргто-біографическт очвркъ.
В'Ь настоящомъ 1893 году, 27 марта, исполняется сто.л тіе со вре-,
мени объявленія М. И. .'Кречетниковым'ь,.' по иорученік) Императрицы
Екдтерішьк манифеста*!) воовращеііін отъ Р чп ІІосшиіітой. к'ь РОССІІІ
іемель нын шнеі Подольской, Волынской и Минской губерній. Васт};паетъ
„велигь-день" юбилеииаго а »р;костиа и поспомпеанія объ осішт
бождеши лште^ей т хъ областей отъ фивических и нравстнеиныхъ
стр#дащй3
ими
...ел», н.ео'бикнолепнынъ -мужест^омъ и. стойкосгію иереи-есенныхъ
за оравославіо и русскую пародж'Сть,—воспоминаіпл о возкращенш
древней Малой Рус», ьъ родную семью для срвм стной жизни съ Beлвкою
.Русью, чтобы, слившись въ едино съ нею, быть разщоправдымъ
члеиомъ одной иед лим('й РосеійскоГі
хім.иеріи. Назадъ тому сто
л тъ произошла встр ча.., родиыхъ, которымъ суигдено было иа иершх.ъ
ле порахъ своей исторической жизни равстатычі и надолго; [>а^лучнло
и^ъ^йа-шествіе татаръ ХШ в. ,
В%. ХІУ-мъ стол тіи на иапад слагалось государство .Литовское,
а;-ва< восток —'Московское.. Мотуіцествеіпщй киязь Ольгердть въ 13.62.;т*
.освободила.Малую Русь отъ татаръ п приерединилъ к.ъ . Лптв . Завосвательныя
стремлопія Иоляиовъ столкнулись съ прттттши Литвы .на
т же руссш. области, именно ііодолію я Волынь. [Іосд про..дол.^ительішхъ
и упорных^ войнъ .Литва получаетт Волынь, а Польша—Подо.лію.
.Зат мг и другія-русскія земли, нрвсоедиенцыя. къ Лштпіу
переходятъ,
посл соединевія Лмівы съ П^лъвд^ю^ во влад ніе посл дне^.
.Москва въ Х -мъ стол тіи только-что освободилась отъ тащрс.кагр
Ж и оканчивала трудное д ло объединен!* государства; ей еще предпервый
Генерадъ-Губернаторъ
вовсоедиженнаго оъ Россіеі Юго-Запад-.
наго края (1798 г.)
Стр.2
2 —
стояло впереди немало важных* '-аадачь.•••Б дное экономически, открытое
со вс кг сторонъ нападению врагов'ъ, отр занное от мореЁ, кром Б -
лаго государство Московское должно было напречь вс свои силы для
того, чтобы обезопасить свои пред лы, открыть себ путь кг дальн йшему
развитію. Тяжело было это вапряженіе вавшмъ предками, но они
иж ли настолько физической и нравственной силы, чтобы съ честью пережить
даже смутное время. Было время, что польское знамя водружено было
въ Москв , и восточной Руси угрожала опасность подчиниться пропаганд
польской дивилизащи. Смутились .бояре/но не потерп лъ этого
народъ. Очистивъ Кремль отъ поляковъ, поб дители собрали представителей
земли и избрали царемъ своего природнаго русскаго боярина.
Этимъ фактомъ доказано, что Русь восточная глубоко сознавала необх'одимость
единства и предпочитала свою религіозяую и общественую самостоятельность
заггадно-европейсввгмъ стихіямъ католической и шляхетской
Польши.
Но на сторон Польскаго государства оставалось еще одно огромное
преимущество, одно сильное орудіе преобладанія—образованность
и наука, принятыя имъ отъ западнаго міра вм ст съ его религіозйыми
и общественымй началами. Уже#
въ XIY в кі Польша представляла
общество вполн развитое. Д ятельиость ея должна была обратиться на
вост.окъ,. на Русскую землю. ГІольскій народъ, всец ло отдавшійся 'западно-европейской
жйзни/воплотввшій идеи католицизма/рыцарства, латинской
образованности, считалъ своимъ Бризваніемъ нести эту диви»
:
; лизацію въ. народу, б дному- образованіемъ, 11росв тительной миссіи
поляковъ ьъ Московскомъ государств не суждено было осуществиться»
•jHa русскомъ трон сталъ ІІетръ Великій, который не дожидался, чтобы
пришли къ нему и научили, чему хотятъ, а лично отправился въ Европу,
выбралъ тамъ/ что необходимо^ и привесъ своему народу. Съ плотничьвмъ
'топоромъ въ одной рук и мечёмъ въ другой Петръ пробился
къ берегамъ Балтійс^аго моря и сблизилъ Россіш съ западомъ, и червый
изъ русскихъ царей, возъим лъ сильное вліяиіе на Польшу. Яо усвоение
началъ западной цивилизаціи, привитой русскому народу, ее только
не ирепятствовало самобытному развитію въ -немъ славянскихъ началъ,
но нанротивъ—-оно укр нило въ немъ способы и средства къ самобыт
Стр.3
~ s ~
ному развитію.. Й на восток Европы выросла могучая славянская сила,
способная подать помощь югозападному русскому оароду, сохранившему
предаеія своихъ предковъ. Цосл перваго.Петра'явилась вторая Екатерина—и
насталъ часъ свободы для Малой Руси.
Пока Русская земля мужала и лр пла въ борьб со врагами, на
вапад Польша. усп ла отпраздновать дв свои поб ды вь земляхъ "литовсво-русскихъ.
Люблинская унія, повидямому, создавала твердую почву
единства государственнаго, а Брі;стская—единства церковнаго. Современники
думали, что Русь западная навсегда будетъ отр зана отъ восточной;
что ея церковь подчинится пап , что пропаганда ополяченія проникеетъ
во вс слои руссваго и литовскаго общества. Западоо-руссвія
области спутываются с тью іезуитовъ,—а эти слуги папской вурій нпгд
у славянъ въ Европ яе им ли такого усп ха, какъ у полявовъ въ западной
Руси. Въ Оольш они управляли ПОЛИТИКОЮ буйныхъ сеймовъ И
сов стью короля. Услуги ріімско-католичесвихъ монаховъ, 'взявшихъ въ
свои руки образовавіе высшихъ классовъ, щедро вознаграждались польсвямъ
и ополяченнймъ рыцарствомъ. На обширномъ пространств , отъ
Балтійсваго моря до Двины и Дн пра, явились іезуитскіе монастыри. Въ
пихъ аросв щалось юношество русских^ вельможъ и дворянъ, преобразившихся
въ рыцарство—шляхту со вс ми вн шними аттрябутами н -
мецкнхъ феодаловъ. Люблинская унія дала польскому дворянству законное
освовавіе селиться на Литовско-русской земл , въ сред русскпхъ,
Къ концу XVI стол тія, рядомъ съ родами р^сскаго происхоаденія,
встр чается на Литв и Руси очень много полвсгшхъ родовъ. Хотя польское
населеніе не могло выт снг.ть м стнаго, за то въ состояніи было
скоро изм нать его на свой ладъ. Поляки, всл дствіе близости своей
страны къ просв щенному западу и больгаей безопасности со стороны
кочевыхъ неиріятелей, могли подвинуться оо л стниц образованія на
высшую степень, ч мъ яхъ восточные сос ди. Они усвоили себ западную
цивилизащю и,» въ силу веи^м нныхъ, везд одинаково д йствующихъ
завоновъ, могли вліять, и д Вствительно вліяли, на образованіе литовсво-руссваго
общества; подражатели относительно авропейскаго запада,
они стали обравцомъ для западна-руссовъ, которые во имя образ.ованія
перенимали у нихъ привычки, обычаи, одежду, язывъ—и стали ПОХОЖИ
Стр.4
_ 4 —
по 'стремленіямъ и понятіямъ на своихъ учителей. Это обстоятельство
много содействовало распространенію церковной уніи среди интеллегевтнаго
литовско-русскаго общества: государственная увія такимъ образомъ
подготовила почву для церковной, пока все сильное и бол е
иросв щённое стало на сторону уяіи и даже прямо принимало католи.
дизмъ:. княжесвіе роды и знать начали одинъ за другими изм яять реІИГІЙ
СВОЙХЪ предковъ.
Увлекшись приманкою польской цивилизаціи, высшій классъ литов.•ско-русскагр
народа поколебался. Но не померкъ св тъ отеческой в -
•ры и не поколебалось сознадіе русской національности среди духовенства,
мЬщанъ и крестьянъ. Против* оихъ поднялась вся Польша, начались
гонееія православніБзхъ, чтобы силою загнать въ уеіатство. Тогда
на .защиту в ры и народности выступили казаки. Богданъ Хм льницкій,
знаменитей гетмапъ вазацкій, потрясъ до основавія Польское государство'и
проложилъ путь к% возсоединенію южной Руси съ с вернбй.
Цосл того, каісь на рад Переяславской единогласно сказано было:
„волимъ за.Б лаго царя"^ и Малороссия присоедивилася къ Россіи,—
цародъ юго-западнаго края озарила надежда: вопли и жалобы его стали
раздаваться все чаще и сильн е, и Русское правительство, сознавая вг
•себ .силу, вйидіательн е прислушивалось къ дтому стону и подавало
изе.емогавшимъ руку помощи...
Наступилъ,- наковедъ, роковой для Польши Х ІП в къ, въ' исход
, вотораго ока умерла своею смертію. Польская республика, шш Р чь
. Ііоса.олитая, носила въ себ самой зародыши погибели, тавъ какъ высшими,
основными началами ея были себялюбіе и произізолъ, которые признавались
за свободу. Еще въ XVI ст. »тм начала положены были въ основу
общественныхъ отвргаеній; дворянство —шляхта того времени сложилось
въ кастичесвую. форму быта, стремилось стать выше короля и достигло
этого,—поработило крестьянъ окончательно и составило высшую народную
власть. •Цо.ередцйкрмъ между шляхтою и крестьянами являлись евреи.
Нетерпимость и недальновидность, страстная горячность и раздоры состав,-ляли
отличительную черту вс хъ д йствій поляковъ въ Х ЙГ ст.
лЭта
пація,. говорила Екатерина ІІ-я, дошла до такого рагьёдиненія,.что нельзя
било лойтирдвухъ челов къ. воторые-бы въ чемъ нибудь согласились между
Стр.5